Цифры и факты

    3060 школ Российской Федерации прислали материалы для участия в конкурсе.
    180 образовательных организаций были отобраны для участия в заочном туре.
    20 лауреатов Всероссийского конкурса «Успешная школа» примут участие в финальном очном туре, который состоится в Москве 15-16 декабря 2016 года на базе гимназии №1520 имени Капцовых.
    5 школ - победителей конкурса получат гранты в размере ста тысяч рублей и специальные призы. Лауреатам вручат дипломы и ценные подарки.
Прямую трансляцию финального испытания конкурса можно будет увидеть на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru. Зрители трансляции смогут принять участие в онлайн-голосовании, по итогам которого одна из школ-лауреатов получит специальный приз в номинации «Народное признание».
    В жюри конкурса «Успешная школа» вошли представители Минобрнауки России, Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; руководители образовательных организаций различных регионов РФ; победители профессиональных конкурсов всероссийского уровня; руководители институтов повышения квалификации и развития образования.

Сайт конкурса: успешнаяшкола.рф

Гимназия петербургской культуры №32, Санкт-Петербург
Ученики гимназии имеют возможность изучать английский, немецкий, китайский и испанский языки, а также выбирать углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля с возможностью индивидуального маршрута обучения.
На базе гимназии успешно реализуют программы Международная языковая академия «Аспект», Академия восточных языков и культуры «Конфуций», Историко-культурный центр духовно-нравственного воспитания им. Александра Невского, отделение дополнительного образования.

Гимназия №210 «Корифей», Екатеринбург
«Корифей» более 15 лет является федеральной инновационной площадкой по внедрению в образование новейших коммуникативных технологий. Гимназия трижды побеждала в конкурсном отборе лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Основатели и руководители гимназии тоже носят звание победителей всероссийских конкурсов «Директор школы» и «Заместитель директора школы». Ученики гимназии ежегодно становятся победителями и призерами всероссийских олимпиад, а весной 2016 года ученица «Корифея» вошла в число победителей национального конкурса «Ученик года».

Казанская специальная школа-интернат, ст. Казанская, Ростовская область
Казанская школа-интернат - единственное на севере Ростовской области коррекционное учреждение для младших школьников. Она находится в сельском районе, удаленном от ведущих научно-исследовательских, образовательных, диагностических и лечебно-оздоровительных организаций на целые четыре сотни километров. Сегодня здесь практически круглый год, за исключением каникул, живут и учатся 45 детей. У людей, далеких от сферы образования, нередко возникает вопрос: а может ли школа, обучающая детей с особыми образовательными потребностями, быть успешной? Здесь твердо уверены - может! Особенно если эта школа продлевает детство своих учеников.

Лицей №8, Сосновый Бор, Ленинградская область
Визитная карточка лицея - создание интеллектуально развивающей, социально поддерживающей и эмоционально привлекательной среды для развития каждого ученика. Основная идея: не бороться с недостатками, а развивать достоинства! Счастливого может воспитывать только счастливый, умного - умный, успешного - успешный. Основной инструмент взаимодействия участников образовательного процесса - стратегия культивирования успехов учеников. В 2016 году лицей вошел в Топ-500 лучших школ России.

Николаевская школа, с. Николаевка, Камчатский край
Отличительная черта этой образовательной организации - поддержка инновационных процессов образования и сохранение традиций. Она работает в режиме краевой инновационной площадки по теме «Модель полисубъектного взаимодействия как средство реализации ФГОС». В 2012 и  2015 годах школа стала лучшей школой Камчатки среди сельских школ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». С 2002 года школьная команда «Ника» - активный участник Всероссийской акции «Я - гражданин России». Команда неоднократно отмечена дипломами победителя на всероссийском уровне.
     
Средняя школа имени Егора Мыреева, с. Беченча, Республика Саха (Якутия)
Открылась она в 1898 году как церковно-приходская и прошла через все этапы становления до средней общеобразовательной. К 100-летнему юбилею школе присвоено имя легендарного снайпера Егора Ивановича Мыреева. В 2004 году посреди села выстроено новое каменное здание школы. Два направления стали слагаемыми успеха образовательной организации - эстетическое и спортивно-оздоровительное. Есть интересные традиции, например, директорский бал, на котором строго соблюдается этикет. Попадают на него только ученики, добившиеся успеха в какой-либо сфере.

Средняя школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области
В места лишения свободы, как правило, попадают подростки из семей с низким социально-экономическим статусом, они же неуспешные ученики массовых школ.  Каждый из них имеет какую-либо проблему, но обладает также талантами и достоинствами. Педагогический коллектив пришел к необходимости тьюторского сопровождения. Это программа «взращивания личности», цель которой - учить человека адекватно формулировать цели и достигать их, учиться говорить «нет» и исправлять ошибки, корректируя жизненные планы. Суть методики - индивидуальная работа с учеником, основанная на принципе «в каждом ребенке учителя всегда ищут солнце».

Средняя школа №60, Грозный, Чеченская Республика
При проектной мощности 550 учащихся в школе обучаются две тысячи детей в три смены. Педагоги используют этнопедагогику для формирования толерантного отношения к культурным ценностям народов многонациональной России. Это жизненно необходимое условие для социализации школьников. Около 30% выпускников поступают в вузы других регионов, в том числе столичные. В 60-й школе гордятся тем, что ни один выпускник никогда не участвовал в конфликтных ситуациях на межнациональной почве. Более того, ученики прошлых лет приходят на встречу выпускников 23 Февраля (в день основания школы) вместе со своими друзьями из других регионов.

Средняя школа №2, Пугачев, Саратовская область
Несмотря на солидный возраст - скоро 80-летний юбилей, - это современная образовательная организация: базовая школа по формированию ИКТ-компетентности школьников, региональная экспериментальная площадка по экологическому образованию, методический центр по образовательной системе «Школа 2100». В 2008 году зародилось и с тех пор успешно развивается международное детское движение «Добрые дети мира». Миссия школы остается неизменной - открывать простор для развития успешной личности ученика. Каждый школьник занимается тем, что он умеет и любит: один побеждает в олимпиадах, другой решает научные проблемы, третий реализует интересные и важные проекты.

Средняя школа №12, Чебоксары, Чувашская Республика
Родители предпочитают эту общеобразовательную школу гимназиям, лицеям, школам с различным уклоном, стараются в нее попасть.
Приоритетное направление развития - укрепление здоровья и создание безопасной среды. Это и реконструкция школьного стадиона в соответствии с современными требованиями, и модернизация школьной столовой, и организация здорового питания детей. Это и формирование здоровьесберегающей среды, включающей динамические паузы на уроках и переменах, рациональную организацию уроков. Это и организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, участие в спортивных соревнованиях.

Средняя школа села Ома, Ненецкий автономный округ
Сегодня в средней школе села Ома Ненецкого автономного округа учатся 130 учеников и работают 20 педагогов. Несмотря на значительную отдаленность от центра России, школа живет полноценной, насыщенной полезными делами и событиями жизнью. Учителя здесь гордятся тем, что смогли создать все условия, для того чтобы юное поколение северян получило качественное образование и достойное воспитание. Все педагоги школы, по словам ее директора Людмилы Болтовской, высокие профессионалы, преданные своему делу, а сама школа хоть и маленькая, но с большими возможностями.

Темниковская средняя школа №1, Темников, Республика Мордовия
У каждой школы своя судьба и секрет успеха, и на первый взгляд очень сложно говорить о возможности стать по-настоящему успешной школой в глубокой российской провинции. Однако те, кто родился и учился в затерявшемся среди лесов Мещеры старинном городке Темникове, даже если сейчас они далеко от родных мест, продолжают с гордостью говорить о своей альма-матер - темниковской школе №1. Здесь все знакомы друг с другом, у всех на глазах вырастают и сменяются поколения, а душевность, искренность, уважение к труду и бескорыстие остаются ценными качествами.

Центр инклюзивного образования, Великий Новгород
Марина Цветаева сказала: «Успех - это значит успеть». В новгородском Центре инклюзивного образования продолжили: успеть найти дело своей жизни, приобрести настоящих друзей, испытать лучшие чувства, успеть помочь другим и сделать мир немного лучше. Цель успешной школы - успех каждого ребенка, поэтому в Центре инклюзивного образования верят, что когда-нибудь их выпускники скажут: «Мы учились в замечательной школе и поняли кое-что важное: оказывается, мы сами можем строить свое будущее и делать его счастливым. Нас этому научили здесь, нам помогли, в нас поверили и дали возможность поверить в себя».

Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями, Смоленск
В центре очно и дистанционно обучаются глухие и слабослышащие дети дошкольного и школьного возраста. В структуре центра есть детский сад и школа. Важное направление работы - помощь в выборе профессии. Для тех, кто учится дистанционно, разработаны курсы предпрофильной направленности, позволяющие знакомиться со спецификой различных профессий. Педколлектив называет свой центр «школой, где дарят надежду». Каждому ребенку здесь помогают найти свое место в окружающем мире, несмотря на особенности здоровья.

Чернореченская средняя школа имени кавалера ордена Красной Звезды А.И.Гонышева, Оренбургская область
Чернореченская школа - лауреат гранта Президента РФ, дважды лауреат гранта губернатора Оренбургской области, победитель первого Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправление. «Население» школы составляют 220 учащихся, 110 дошколят, 65 сотрудников. 31% школьников занимаются в хореографической студии, еще 29% поют в вокально-хоровой студии «Капель», остальные - спортсмены: футболисты, волейболисты, легкоатлеты, борцы, а еще лидеры, волонтеры, члены детской общественной организации, кадеты, юные инспектора движения, члены школьного лесничества, экскурсоводы. Успешный ученик успешен во всем.

Школа №160, Тайга, Кемеровская область
Первым директором школы №160 был Анатолий Тарасенко - младший лейтенант Военно-морского флота, романтик и мечтатель. Именно он в далеком 1953-м направил свой школьный корабль по курсу успеха. Правда, сегодня некогда прекрасное судно «находится в доке» - долго длится ремонт, дети и учителя добираются на автобусах до другой школы. Но, несмотря ни на что, коллектив под руководством Ольги Журавкиной, нынешнего директора «стошки», работает стабильно: совсем недавно школа получила аккредитацию до 2028 года. А новый корабль будет, и будут новые победы!

Школа «Ксения» с углубленным изучением английского языка, Архангельск
Школа по имени «Ксения» была создана в 1992 году, когда в России только-только возродилось частное образование. Сегодня здесь 340 обучающихся и воспитанников. «Ксения» - это детский сад, общеобразовательная школа, дополнительное образование, внеурочная деятельность. Это колоссальный опыт педагогического коллектива по образованию и воспитанию. Это родители - сотворцы и соучастники самых интересных школьных дел. Это праздник словесности, именины «Ксении», академия наук, рождественские миниатюры, литературная гостиная...

Школа №119, Казань
В педагогическом коллективе школы 30 педагогов. 6 из них - победители ПНПО, 10 - победители и лауреаты конкурса «Учитель года», 11 - победители республиканского гранта «Наш новый учитель». «От успеха учителя - к успеху ученика» - таков девиз коллектива. Успешную реализацию этой идеи подтверждают более сотни учеников школы, которые ежегодно становятся победителями и призерами научных конференций, спортивных состязаний и творческих конкурсов.

Школа №177, Новосибирск
В новосибирской школе №177 работают педагоги, которые пришли сюда сначала в качестве... родителей. А через два года вернулись к директору с просьбой: «Хотим работать в нашей школе!» А есть и такие семьи, в которых уже третье и даже четвертое поколение учится в 177-й. И все они считают свою школу успешной, потому что дети здесь хотят учиться и общаться, педагоги - работать и творить, а родители - помогать школе во всех ее начинаниях. Не случайно в гимне школы поется: «Любимая, родная 177-я!»

Школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, Пермь
Здесь воспитывают настоящих граждан - школы, Перми, России. Это школа с особым социокультурным авторитетом, гражданской позицией и высокими идеалами. Здесь умеют видеть и признавать уникальность и талант каждого ученика. Коллектив школы №2 непростой - это «звездный педагогический коллектив», который с гордостью носит свое звание. И конечно же, школа №2 - это родители и ее управляющий совет - дважды победитель краевого конкурса лучших управляющих советов.

Слово экспертам

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования:

- Успешная школа - многомерное явление. Это школа, в которой ученики чувствуют себя востребованными и понятыми, а учителя ощущают себя Мастерами в булгаковском смысле этого слова. Это школа, в которой педагогу психологически не грозит феномен профессионального выгорания. Успешная школа - это место, куда учителю хочется прийти и откуда не хочется уходить, потому что это не просто отсидка, не только работа, это сама жизнь.
В успешной школе директор выступает как режиссер и стратег школьной жизни, и главный закон, которым он руководствуется, - определение зоны ближайшего развития и роста учителя и ученика. В успешной школе между учителем и директором возникает психологический симбиоз. В такой школе действует не авторитет власти, а власть авторитета, и к директору, который обладает такой властью, хочется прийти за советом, потому что знаешь: ты будешь услышан и понят.
Успешная школа всегда в ситуации неопределенности, в ней не бегут от сложных вопросов, а используют эту неопределенность как ресурс творческого и личностного развития. Такая школа решает ключевую задачу - как стать успешным в эпоху перемен.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, член жюри очного тура Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
- Сегодня особенно важно осознавать роль школы в воспитании личности, в формировании полноценного, гармоничного и добродетельного человека. И успешной, на мой взгляд, является та школа, которая может, несмотря на текущие сложности и вызовы, справляться с этой важной задачей.

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, член жюри очного тура Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
- Какая школа сегодня может считаться успешной? Та, что способна сделать каждый этап личностного и профессионального самоопределения школьника качественным и полноценным. Школа вообще должна быть открытой очень разным ребятам, независимо от того, какая у них подготовка, каких правил поведения и культурных норм они придерживаются, какое у них здоровье. Школа должна помочь включиться в общую школьную жизнь всем, кто пришел в нее. Поэтому вариативность, гибкость, ориентация на интересы самого ребенка - это, вне всякого сомнения, критерии успешной школы.
Можно ли измерить успешность? Конечно, особенно в той школе, где у каждого ученика свой индивидуальный план обучения, где для каждого выстроен свой образовательный маршрут, задан персональный тренд на достижение результатов.
В успешной школе во главе угла всегда должны быть интересы конкретного ребенка - не абстрактно высокие баллы ЕГЭ, а те индивидуальные результаты, образовательные устремления и жизненные планы, которые для себя определили как приоритетные ребенок и его семья.

Дмитрий ФИШБЕЙН, директор лицея НИУ «Высшая школа экономики»:
- Я возглавляю лицей, в котором обучаются только 10-11-классники. Рискну высказаться банально, но успешной можно считать школу, которая востребована. Например, для нас один из основных показателей - величина конкурса в лицей. Чем больше учеников желают провести два важных года именно в нашем лицее, тем более правильной дорогой мы идем.
Что особенно важно для старшеклассников? Мы сформулировали основные принципы, реализация которых делает школу успешной именно в современном контексте.
1. Принцип базового доверия.
Каждый участник образовательного процесса может рассчитывать на доверительное отношение к его словам и действиям.
2. Принцип взаимного уважения вне зависимости от статуса.
Все участники образовательного процесса уважительно относятся друг к другу.
3. Принцип академической свободы и ответственного выбора.
Лицеистам предоставляются права на индивидуализацию своего образования, заключенные в рамки ряда ограничений, приводящих к необходимости отказаться от чего-либо для совершения выбора.
4. Принцип учебной самостоятельности.
Лицеист умеет учиться: ставить себе учебные задачи, организовать свое время и рабочее место, искать информацию и работать с источниками, распределять учебную нагрузку, коммуницировать для достижения результата.
5. Принцип рефлексивности образовательного действия.
Преподаватель строит программу образовательного действия (урок, экскурсия, индивидуальная консультация, сопровождение проекта и т. п.) на основе анализа результатов предыдущей пробы.
6. Принцип единого образовательного пространства.
Сопротивление автономизации групп учащихся или преподавателей. Создание среды, обеспечивающей широкие горизонтальные связи среди учащихся и преподавателей.
7. Принцип совместного проектирования и развития лицея.
Преподаватели и учащиеся лицея не только разделяют его основные установки, но и имеют возможность принимать непосредственное участие в проектировании следующих шагов развития.