Инклюзивное направление в детском садике определилось шесть лет назад. Однажды к заведующей пришла мама мальчика с синдромом Дауна и попросила взять ее сына. Таких детей в садике не было, и женщине стали объяснять, что здесь не могут взять мальчика с подобным заболеванием, не имея специалистов и вообще никакого опыта в воспитании таких детей. Но, видя умоляющие печальные глаза мамы, заведующая Айзиряк Габдулкаюмовна Андреева не смогла отказать, посоветовавшись с воспитателями, она решила попробовать.
Так важным направлением в деятельности детского сада стал ориентир на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах равных партнеров. В детском саду появился свой специалист - учитель-логопед Ольга Валентиновна Мусиенко, много лет проработавшая в коррекционном детском саду, знающая эту проблему изнутри. Весь коллектив поддержал эту идею.
- У нас появился солнечный мальчик Сережа, - рассказывала Айзиряк Габдулкаюмовна. - Он совсем не говорил, изъяснялся только жестами. Были опасения, что его не примут другие дети и будут возражать родители других детей. Мы побеседовали и с теми и с другими. Говорили малышам: «Помогите Сереже, и он сможет стать таким же, как вы».
Дети по природе своей отзывчивы. Ребята все поняли. Наперебой стали ему помогать - одеваться, играть с ним и даже кормить Сережу. И совсем не реагировали на его поведение, когда оно было неадекватным, потому что он не всегда понимал, что ему желают помочь. В общем, они вели себя по отношению к новичку так, как ведут себя старшие дети по отношению к младшим в хорошей большой семье. И Сереже это явно пошло на пользу. В первые дни безразличный ко всему, он стал реагировать на проявление внимания к нему, на помощь других ребят. Он оказался способным на обратную связь со сверстниками, стал их понимать и потянулся к общению с ними.
Все - и дети, и воспитатели - радовались каждой, пусть и незначительной, победе Сережи. И, что немаловажно, родители всех детей его группы тоже. Они видели, как в лучшую сторону меняются их девочки и мальчики - становятся более внимательными и заботливыми и по отношению к своим близким.
А Сережа в ответ на доброе отношение к нему становился более активным. Он старательно повторял движения детей, их мимику. Когда дети танцевали, мальчик, прежде равнодушный, вдруг потянулся к ним и стал танцевать вместе с ними, и это так ему понравилось, что танцы для него, наряду с плаванием в бассейне, стали самым любимым занятием. А еще он увлекся рисованием и много времени прилежно рисовал. Сережа довольно скоро научился классифицировать предметы, группировать их, работать на интерактивной доске. Слушая речь ребят, он стал произносить отдельные слова, иногда сопровождая их жестами, а спустя некоторое время заговорил. Теперь уже не жестами, а словами Сережа высказывал свои пожелания. И это стало для всех настоящим праздником. О таком большом успехе дети с восторгом рассказывали дома.
У мальчика не только появилась связная речь, но пробудились и творческие наклонности, которые есть у всех детей без исключения. Известно, что все дети любят стихи, запоминают их и с удовольствием декламируют. Сережа не исключение - он может их заучивать, работая с воспитателем. Он стал участвовать в общих занятиях и праздниках, выступать с чтением стихов. И какое осмысленное выражение лица у Сережи, когда он читает стихи! На личике его отражаются чувства, которые он хочет передать другим. Это несомненный успех педагогов, которые сумели помочь ребенку преодолеть недуг и реализовать заложенные в нем возможности. По мнению врачей, такое бывает очень редко. Сережа уже покинул детсад и очень хорошо учится в коррекционной школе.
Об этом узнали другие родители, у которых были дети с подобным диагнозом, - у них появилась надежда. И скоро в этот детский сад приняли другого мальчика с тем же диагнозом, по имени Саидгарай. Он был гораздо медлительнее Сережи, развивался с большими трудностями. Учиться Саидгарай ничему не хотел, у него не было ни интереса, ни желания. Не полюбил он и бассейн, боялся даже подойти к нему. И стихи не мог запомнить. На контакт с другими детьми шел с трудом, в общих занятиях в такт музыке мог делать только движения руками. Но это только на первых порах, в дальнейшем педагоги сумели найти к нему особый подход.
Конечно, в работе со вторым мальчиком воспитателям помогал уже накопленный опыт. Использовали его тягу к движению, в котором он эмоционально раскрывался. И вот на радость всем Саидгарай научился кататься на велосипеде и на самокате. Это любимое занятие всех малышей помогло ему установить контакт с другими детьми, он стал увлеченно участвовать в общих играх.
- Воспитание обычных детей вместе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, благотворно воздействует на тех и на других, - говорит Айзиряк Габдулкаюмовна Андреева. - Дети учатся терпимо относиться к таким, как Сережа, Саидгарай, а те, в свою очередь, преодолевают многие ограничения своего недуга, получают возможность развития. В новом Законе «Об образовании в РФ» отдельным пунктом записано понятие «инклюзивное образование». Это многое меняет в нашей работе. Выполняя его, мы более внимательно относимся к правам детей и их родителей, учитываем их потребности.
Теперь в детском саду №283 воспитываются три девочки с тем же диагнозом. Накоплен опыт, но воспитатели, педагоги постоянно стремятся пополнить его, научиться новым подходам, современным технологиям. Они побывали в лучших детсадах Москвы и Санкт-Петербурга. Но и у казанских педагогов есть что перенять. Здесь много внимания уделяют здоровью малышей. Есть велодром, где дети катаются на велосипедах и самокатах. Площадку его разделили на две полосы: правостороннее и левостороннее движение. Малыши изучают одновременно и правила поведения на дорогах. А еще они занимаются синхронным плаванием в бассейне. Детей растят с любовью, стараясь укрепить их здоровье, подготовить их к школе не только физически, но интеллектуально и творчески.
В хорошем детском садике развиваются не только дети, но и воспитатели и даже родители. Многие из них стали понимать, что устраняться от воспитания невозможно, что их ребенок растет и формируется в окружении таких же, как он, будущих личностей и что современные требования таковы, что все дети без исключения должны иметь равные возможности для роста и развития, независимо от индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Казань