Не так просто найти свое призвание. Велика роль учителя, который должен заметить дарования подопечного и помочь им раскрыться. Для Полины таким наставником стала талантливый преподаватель детской художественной студии в подмосковных Мытищах Ирина Даниловна Верес. В 90-е годы она окончила московское художественное училище по специальности «ювелирное искусство», затем отделение живописного искусства и народных ремесел Московского государственного областного педагогического университета. Начиная с 2001 года весь свой талант преподавателя она отдает художественному воспитанию детей. Ирина Даниловна сразу заметила уникальный дар Полины, ее неординарный взгляд на окружающий мир.
Шестнадцатилетняя Полина Астахова родилась совершенно слепой. Приговор врачей был суров: «Девочка никогда не сможет видеть». Но они ошиблись. Иногда в этом мире могут происходить чудеса. Через несколько месяцев после рождения Полина, несмотря на диагноз атрофия зрительного нерва, начала реагировать на различные предметы. В настоящее время к ней вернулся небольшой процент зрения. Одновременно с прозрением проявился и талант. Как только рука смогла держать карандаш, Полина начала рисовать. Сначала это были небольшие детские «почеркушки», но позднее рисунки юной художницы становились все более объемными по размеру. По причине плохого зрения девочка должна была обучаться в московском интернате №5. Не чудо ли то, что Ирина Даниловна оставляет свою основную работу и переводится в тот же интернат? Таким образом, сотрудничество учителя и ее ученицы плодотворно продолжилось. Постепенно у юной художницы вырабатывалось мастерство, которое сегодня приводит в восторг каждого зрителя, который видит творения юного дарования.
В 60-е годы прошлого столетия настоящей сенсацией стало творчество школьницы из далекой Тувы Нади Рушевой. Эта юная особа, прикованная к постели неизлечимой болезнью, сумела за короткий период времени создать тысячи удивительных по исполнению рисунков. Когда ее творчество было представлено в залах ГМИИ имени А.С.Пушкина, на выставку выстроилась огромная очередь.
Полина Астахова, несмотря на юный возраст, неоднократно принимала участие в различных художественных выставках, в том числе и в международных, откуда привозила заслуженные награды. Гелевая ручка или карандаш в ее руке творят такие чудеса, что даже маститые профессиональные художники выражают свой восторг четко прорисованными линиями, которые создают неповторимые, завораживающие образы. Поражает содержание произведений Полины Астаховой. Юная художница чудесным образом мысленно уносится при создании того или иного произведения в бесконечное космическое пространство, где и черпает образы различных фантастических представителей фауны. В своем творчестве Полина использует художественные принципы, близкие экспрессионизму, - гротеск, динамичное построение композиции, язык традиционных символов и аллегорий. Создаваемые ею образы очень экспрессивны, в каждой работе чувствуется динамизм. В какой-то степени творчество Полины Астаховой можно сравнить с искусством выдающегося мэтра - Марка Шагала, который своим искусством показал, как художник, находясь в космическом пространстве, может видеть свою родную планету. Но Марк Шагал был мастером живописи, а произведения Полины выполнены с таким графическим совершенством, что зритель может подолгу стоять у ее работ и рассматривать множество представленных ею на одном листе образов с их детальной прорисовкой. Возникают ассоциации с графическими работами Дюрера и Рембрандта. Поражают названия работ, выполненных юной художницей: «Бесконечность», «Ветер перемен - постоянное явление», «Закон жизни», «Предчувствие». Не имея на данный момент законченного художественного образования, Полина овладела техникой композиционного построения и на одном листе бумаги может умело разместить большое количество разнообразных фантастических, иногда мистических или мифологических образов. При знакомстве с творчеством Полины Астаховой специалист по изобразительному искусству отметит, что все ее произведения выполнены с детским восприятием, но при этом уже чувствуется рука настоящего мастера. Карандаш или ручка скользят по листу бумаги мягко и плавно, вычерчивая четкие линии изображаемого образа. Почти в каждом произведении юной художницы поражает сочетание многих видов представителей животного мира. На первый взгляд трудно вообразить, чтобы страшные драконы мирно уживались рядом с благородным оленем, фантастическими жуками, различными пернатыми. Но как раз в этом и заключается глубина философской мысли Полины Астаховой. Она как бы транспонирует свое видение и понимание на человеческое общество, божественный дар, коснувшийся ее сердца, предоставляет людям возможность добрых и сердечных взаимоотношений друг с другом. Именно вера, надежда и любовь являются для юной художницы теми важнейшими субстанциями, которые она проповедует в своей жизни и творчестве. Некоторые ее работы складываются в триптихи. Мы не знаем, как сложится дальнейшая судьба этой талантливой молодой художницы, но в одном можно быть уверенным - что Полина через всю дальнейшую жизнь пронесет свою любовь ко всему необычному, что ей открывается в бездонном космическом пространстве. А свою главную задачу в жизни юная художница уже выполнила. Всем своим творчеством и отношением к жизни она демонстрирует неограниченные возможности творческой личности.

​Лев МИЛОВИДОВ, искусствовед, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Императорской Российской академии художеств