Задачи программы:
1) совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
2) развитие интеллектуальных и  творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
3) создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
4) поиск социальных партнеров и установление тесных связей с учреждениями образования, культуры и спорта;
5) формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы: принцип гуманизации, личностно ориентированный подход, научность, доступность, дифференцированность,  практическая направленность, креативность.
Таким образом, в основе программы - реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, библиотеки города).  

Образовательные результаты программы:
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания по истории и культуре родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи  с помощью наблюдения, сравнения;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Программа «Мы - олекминчане» рассчитана на 4  года (период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы
В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.
Изучение олекминского края - это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых олекминчан.

Организация проведения занятий
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

Формы работы:
- уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки;
- система внеклассной работы: классные часы, фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела; художественное творчество учащихся; экскурсии и походы по родному краю; устные журналы, беседы; встречи с ветеранами, уроки Мужества; просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции; сбор и оформление материалов для школьного музея; выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, проектная и исследовательская деятельность учащихся; походы, спортивные турниры, дни здоровья.

Мониторинг уровня овладения программой:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
- участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района, города;
- презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
- анкетирование родителей и учащихся.
Программа может быть рекомендована к использованию учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.  

Учебно-тематический план (см. таблицы 1-4).

Содержание программы
1-й год обучения.  Основы знаний об истории и традициях города (23 часа)
Тема «Город, в котором  мы живем» (8 часов)
Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием. Ознакомить учащихся с происхождением названия города Олекминска. Объяснить территориальное деление Олекминска. Ознакомить с картой Олекминского района. Дать общие представления о микрорайоне школы, научить выбирать безопасный путь в школу и из школы домой.
Тема «Рождение города» (4 часа)
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Ознакомить учащихся с музеем истории города Олекминска. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города.
Тема «Люди города» (5 часов)
Познакомить со знаменитыми земляками, с именами которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.
Тема «Традиции Олекминска» (6 часов)
Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями олекминчан, праздниками и обычаями; на уроках технологии ознакомиться с техниками некоторых промыслов.

2-й год обучения.  Историко-географическое изучение олекминского края (27 часов)
Тема «Природа Олекминского края» (9 часов)
Ознакомить с географическим положением Олекминска. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края; знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; учиться видеть прекрасное в окружающем мире и стремиться к сохранению природных богатств родного края.
Тема «Традиционные ремесла нашего края» (9 часов)
Продолжить знакомство с жизнью и бытом олекминчан; начать знакомство с традиционными ремеслами родного края в музеях города.
Тема «Улицы Олекминска» (5 часов)
Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях города.
Тема «Олекминский район» (4 часа)
Учить ориентироваться в своем районе; ознакомить с картой города. Дать представление о предприятиях нашего района, культурных и образовательных учреждениях.

3-й год обучения. История Олекминска как часть истории России (25 часов)
Тема «Родословие» (4 часа)
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времен в истории родного города.
Тема «Архитектура Олекминска» (5 часов)
Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Расширить знания учащихся об архитектурных достопримечательностях Олекминского района; продолжать знакомство с музеями Олекминска.
Тема «Олекминск в XVIII-XIX веках» (8 часов)
Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны.
Тема «Олекминск в XX-XXI веках» (3 часа)
Дать представление о территориальном делении Олекминска. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.
Тема «Город, который люблю» (5 часов)
Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков. Показать важность охраны природной среды, необходимость сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. Ознакомить с произведениями искусства об Олекминске; попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить книги о родном городе.

4-й год обучения. Жизнь знаменитых земляков (30 часов)
Тема «Летописцы родного края» (5 часов)
Летописи и рукописные книги. Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями олекминского края.
Тема «Олекминчане в искусстве» (11 часов)
Расширить представления учащихся о достопримечательностях города; ознакомить с именами олекминчан, деятелей культуры: исследовать их жизнь и  творческий вклад в историю и культуру республики. Улицы города, названные их именами.
Тема «Олекминчане и техника» (5 часов)
Продолжить знакомство с выдающимися земляками, изучить их вклад в развитие науки и технический прогресс России.
Тема «Олекминчане - герои войны» (6 часов)
Ознакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по темам «Выпускники нашей школы - герои войны», «Военная история моей семьи».
Тема «Летопись родного края» (3 часа)
Попытаться систематизировать и обобщить полученные знания об истории Олекминска; осознать неразрывную связь истории и развития города с историей и развитием России. Создать электронную хронологическую таблицу «Вехи истории родного края».

Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (см. таблицу 5).

Уроки риторики, литературного чтения, русского языка. Использование дидактического материала краеведческой тематики.
Уроки технологии и изобразительного искусства. Изучение культурного наследия олекминского края: живопись, архитектура, народные промыслы. Использование этого материала как дидактического. Например, на уроке по теме «Выпуклая аппликация из соломки» можно использовать изображение архитектурных памятников города; на уроке «Мозаичный орнамент» используется  мозаика с фресок Олекминского собора. Одним из путей реализации программы может стать воспитательная работа на базе школьного городского оздоровительного лагеря: организация экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, коллективные творческие дела.

Тематика классных часов
(периодичность - 1 классный час в месяц по программе)

1. «Город, в котором мы живем».
2. «Наша школа».
3. «Наш район».
4. «Предприятия, на которых работают наши родители».
5. «Как рождался Олекминск».
6. «Олекминчане-воины».
7. «Знаменитые олекминчане».
8. «Олекминская Масленица».
9. «Традиция празднования Дня города Олекминска».
2-й класс
1. «Природа олекминского края».
2. «Памятники природы в Олекминске».
3. «Парки нашего города».
4. «Реки и ручьи Олекминска».
5. «Старые названия улиц нашего города».
6. «Нашему району - 375 лет».
7. «Помоги городу стать чище».
3-й класс
1. «История моей семьи в истории Олекминска».
2. «Откуда начинался город».
3. «Мифы и легенды Олекминска».
4. «Песни и стихи об Олекминске».
5. «Олекминск в произведениях художников».
6. «Город, который люблю».
4-й класс
1. «Олекминск и олекминчане».
2. «Летописцы родного края».
3. «Олекминчане-герои и наша школа».
4. «Олекминская  летопись».

Тематика экскурсий и музейных занятий
1-й класс
1. «Знакомьтесь - музей!».
2. «О веках и вещах».
3. «Посвящение в олекминчане». Музей истории города Олекминска.
2-й класс
1. «О веках и вещах».
2. «Чудеса из железа».
3. «Времена года».
4. «Рождение города».
5. «Рассказ о музейных профессиях».
3-й класс
1. «Загадки архитектуры».
2. «Загадочный мир русской иконы».
3. «Прогулка по любимому городу» (пешеходная экскурсия).
4. «Олекминская Масленица» (игровой костюмированный праздник).
5. «Жило-было яйцо, не простое, а расписное».
4-й класс
1. «Олекминск и олекминчане».
2. «Сказ о книге и книжном учении».
3. «Победители».
Тематика праздников и коллективных творческих дел
1-й класс
1. «С днем рождения, наш класс!». Праздник.
2.  «Составим карту нашего района». Игра-эстафета.
3. «Посвящение в олекминчане». Краеведческий праздник в музее города.
4. «Город-красавец на Лене стоит». Итоговый праздник первоклассников.
2-й класс
1. «Гляжу в озера синие». Экологический праздник по итогам проекта «Экологическая система рек».
2. «Традиционные ремесла олекминского края». Коллективное творческое дело.
3. «О чем рассказывают улицы нашего города». Игра-путешествие.
4. «Район, в котором мы живем». Игра-викторина, посвященная Дню рождения Олекминского района.
3-й класс
1. «История моей семьи в истории Олекминска». Семейный праздник по итогам проекта «Моя родословная».
2. «А мастера, играя силой, храм, как легенду, возносили для очищения души».
3. «Знаешь ли ты Олекминск?». Интерактивная игра по итогам проекта «Наш Олекминск» для учеников вторых классов.
4-й класс
1. «Город мастеров». Игра-эстафета, посвященная строительству Олекминского собора.
2. Интерактивная интеллектуальная игра по итогам исследований учащихся.
3. «Чтобы Родину понять - учите главы с именами славных земляков». Научно-практическая конференция по итогам проекта «Олекминск и олекминчане».
Примерная тематика родительских собраний.
1-й класс. «Как научить ребенка любить родной край».
2-й класс. «Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края».
3-й класс. «Родословное древо семьи».
4-й класс. «Как помочь ребенку стать исследователем истории родного края».
 Привлечение родителей учащихся к реализации программы
Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
- помощь в получении знаний;
- оценка результатов деятельности;
- родительские собрания;
- выставки работ;
- презентации;
- организация и проведение экскурсий и праздников.
Прим. ред. Данная программа, посвященная изучению природы, истории, культуры конкретного города, легко может быть переделана учителем, педагогом дополнительного образования для подобной работы с историческими и другими материалами о любом другом городе, селе, районе, регионе.

​Татьяна ФИЛАТОВА, учитель начальных классов средней школы №2 города Олекминска Республики Саха (Якутия)