Конфликт может случиться между администрацией и учителями, между учителями, между учителями и родителями, между учителями и учениками, и не будем забывать, что всегда есть место конфликту между самими учениками.
Причиной конфликта между администрацией и учителями чаще всего бывает невыполнение обязанностей. Другая причина, с которой мне приходится сталкиваться, - недооцененность заслуг отдельных учителей, банально «не дали грамоту». Таких учителей в школе обычно немного. Но надо стараться это учитывать и быть к ним внимательной.
Вообще мне удается не доводить до конфликтов отношения в коллективе. Стараюсь соблюдать условия психологической безопасности, когда каждый заботится о чувствах окружающих. Есть же способы конструктивного взаимодействия, когда в беседе выясняются позиции, смыслы, а отношения строятся на взаимном уважении, доверии и признании сильных сторон каждого сотрудника. Особенно приятно бывает ощущать их поддержку и желание помочь. Этим и силен наш коллектив: в трудные моменты мы мобилизуемся и работаем слаженной командой.
Наиболее частой причиной конфликтов между учениками и учителями является ущемленное самолюбие одного или другого. Потеря ощущения того, что к тебе относятся уважительно. Тут эффективно работают технологии медиации. Суть технологии в решении проблемы всеми заинтересованными сторонами. Рассаживаемся за круглым столом: директор, классный руководитель, учитель, родитель, ученик. Каждый говорит о своем видении ситуации. Часто случаются открытия, например, учитель не мог предположить, что ученика обижают некоторые его слова или действия. Или родитель не предполагал, насколько глубоко учитель чувствует ученика и знает его особенности, сильные стороны... Часто слезы наворачиваются на глаза. А значит, нет оснований сомневаться в значимости личности ученика для всех присутствующих. У меня в памяти отложилось немало случаев, когда после грамотно разрешенного конфликта между учителем и учеником в дальнейшем складываются особые уважительные и доверительные отношения.
Но особенно болезненны для меня конфликты между родителями и учителями. Гимназия имени И.Б.Ольбинского - образовательная организация повышенного статуса, поэтому дети к нам поступают уже в 7-й класс. Сильно изменяются критерии оценок, и так как успеваемость падает, ученик неосознанно, защищаясь, обвиняет учителя в том, что тот его не любит. Родители бросаются на защиту своего чада... Стараюсь заниматься пропедевтикой - на первом же родительском собрании обрисовываю эту ситуацию, так как для нас она является типичной. А дальше каждую субботу принимаю родителей максимально открыто, и обычно мы вместе решаем проблему комплексно, с принятием обязательств. В большинстве случаев получается перейти к конструктиву.
Впрочем, всегда и в любой школе есть сотрудники, которые считают конфликт конструктивной формой решения противоречий. Таких, лично я считаю, надо убеждать, уговаривать, просить сделать скидку, приводя в качестве аргументов сильные стороны каждого из конфликтующих.
Некоторые сотрудники порой обвиняют меня в лояльности по отношению к другим. При этом мою лояльность по отношению к самим себе принимают как должное. Каждому хочется, чтобы к нему относились по-особому. И я уверена, что в некоторых случаях можно пойти навстречу сотруднику, но когда будет необходимо, каждый из них встанет за общее дело горой. Это наш коллектив демонстрировал неоднократно, я знаю, что подвиг каждому из них по плечу.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область