Две победы Университетского лицея
- В Топ-500 мы попали уже в третий раз, - рассказывает директор Университетского лицея Надежда Пекарчик. - Это результат того, что у нас не просто школа, а физико-математический лицей. Мы реализуем углубленные программы, дети больше и лучше знают математику, физику, информатику, обществознание, иностранные языки.
Но у нас на самом деле две победы. Мы попали и в перечень ста лучших школ физико-математического направления. Здесь итоги подводились по такому параметру, как результаты основных государственных экзаменов (ОГЭ) за девятый класс. Они у нас очень высоки: математику 84 выпускника сдали без единой тройки. Физико-математический девятый класс сдал с четырьмя четверками и 26 пятерками. Дети прекрасно сдали информатику и физику, поэтому у нас такой высокий рейтинг.
К рейтингу специально мы не готовились. Это обыденная рутинная работа: подготовка детей к ОГЭ, ЕГЭ. К тому же нашей школе 48 лет и некоторым традициям столько же. Например, слет отличников. У нас очень поощряется и ценится учебный труд, никогда один ученик не назовет другого зубрилкой. Математику невозможно вызубрить, ее надо понимать.
В Петрозаводске вообще работает сильная команда учителей математики. Имена многих педагогов города на слуху. Например, в 27-й школе, которая в этом году тоже вошла в Топ-500. Сильные математики работают в первом лицее, своими математическими традициями славятся 42-я школа, 40-й и 13-й лицеи.
Учителя математики нашего города сейчас, как никогда, занимаются самообразованием. Наш завуч Валентина Скабинова руководит методобъединением учителей математики города. Первый четверг каждого месяца педагоги собираются у нас в лицее, приходят порядка 30-35 человек. Они решают разные задачи, мы делимся опытом, как готовить детей к ОГЭ и ЕГЭ, как решать особые задачи экономического содержания.
Вообще во многих школах нашего города математика изучается углубленно, но не все, конечно, показывают высокие результаты. Правда, скорее это связано с социальными проблемами. В прошлом году у меня был ученик, который редко ходил в школу. Как только он появлялся, я меняла план работы и начинала работать вроде бы для всего класса, но в основном для него. Он, кстати, сдал экзамен на «четыре».
В успех поверили не сразу
В районе Голиковка Петрозаводска находится школа №27, руководит которой Людмила Тихонова, в прошлом учитель русского и литературы, ныне опытный управленец и методист, наставник молодых учителей.
- В школе много учителей, которые учились здесь и вернулись работать, - говорит Наталья Ивановская, зам. директора по учебно-воспитательной работе, в прошлом выпускница 27-й школы.
- Результат нашей работы - это победа всего коллектива, - убеждена Светлана Яцковец, учитель истории и обществознания, руководитель школьного и городского методобъединения по истории. - Учитель работает не сам по себе. Горжусь, что мой труд стал маленьким кирпичиком в общем деле.
- Мы узнали о попадании в рейтинг от родителей, - говорит директор. - Нам позвонили, а мы не сразу поверили, начали проверять на сайте «Учительской газеты». Нельзя сказать, что результаты этого года отличаются чем-то от работы прошлого года. Считаю, что это планомерный результат, а не качественный рывок. Если, например, брать результаты государственной итоговой аттестации, то школа стабильно входит в пятерку и десятку сильнейших в городе. В школе учится примерно тысяча человек - как из микрорайона, так и из города в целом, мы специально детей не отбираем. По олимпиадам и конференциям у нас в городе стабильно пятое-шестое место - это статусно, учитывая, что в Петрозаводске много гимназий и лицеев.
Молодых мы окружаем вниманием и заботой. Мы растим смену, любим молодежь. Мы подсчитывали года три назад, что средний возраст нашего коллектива 40 лет. Есть учителя 22-25 лет, а есть и старше. Общешкольные правила вырабатываем вместе с учениками, родителями, учителями. Много обсуждаем, советуемся. И уж если сами приняли, то и выполняем.
- Один из аспектов нашей деятельности - работа со слабыми учениками, ведь обучаем мы всех, в том числе ребят из нашего нецентрального микрорайона города, - рассказывает Наталья Ивановская. - Нам важно, чтобы не было двоек. Когда получаем результаты ГИА, то выдыхаем, если двоек нет - это тоже особая гордость.
Работа с такими детьми не видна, как и работа, например, с опозданиями. Каждое утро встречаем детей, смотрим, улыбаются ли, всем ли довольны. Проводили мониторинг, чтобы узнать, с каким настроением ребенок приходит в школу и с каким возвращается домой. Мы хотим, чтобы выпускники ушли от нас здоровыми - такими же, какими и пришли. Здоровье детей, их комфортный настрой в школе ни в каких рейтингах не учитываются, но это важно.
- Мы обращаем внимание на профессиональную этику педагогов, их культуру. Сшили, например, для учителей школьную форму, - продолжает Людмила Тихонова. - Еще меня волнует то, что наших детей-звездочек мы всегда видим, но часто не замечаем тех, кто прилежно учится и не вызывает чувства тревоги. Нужно видеть каждого, а не увлекаться крайностями.

Цифра

Университетский лицей и школа №27 по результатам итоговой аттестации девятиклассников показали в 2016 году 100%-ный уровень обученности.

Комментарий

Светлана САВИЦКАЯ, директор лицея №40, Петрозаводск:

- Тема рейтингов - всегда спорная, неоднозначно воспринимаемая. Два традиционных вопроса возникают у директоров и учителей: кто оценивал и почему нас там нет? Считаю, что очень важно понимать, по каким показателям и критериям выстраивается рейтинг. И если это известно и понятно, то все остальное воспринимается только позитивно. Мне, как руководителю лицея, рейтинги помогают работать. Попали в рейтинг? Отлично! У меня есть дополнительный аргумент во многих спорных ситуациях. Не попали в рейтинг? Печально... Но зато сразу понятно, над чем можно (и нужно) работать. Пусть рейтингов будет много. Желательно, чтобы они были независимыми. Тогда есть надежда, что каждая образовательная организация получит свой высокий рейтинговый балл за то, что является его сильной стороной.

Петрозаводск