Два года назад заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец направила в Минобрнауки письмо с просьбой включить в обязательную школьную программу урок хорового пения. В конце ноября на заседании Всероссийского хорового общества в Минкульте РФ в конце ноября этого года Ольга Юрьевна вновь вернулась к этой идее.
И понеслось!.. Со страниц газет и журналов, из радийного и телевизионного эфира на нас вылилась самая различная информация, веер мнений, порой просто фантастических. Приведу лишь несколько примеров газетных заголовков. «Хоровое пение в школах будет обязательным», «Хоровое пение включат в школьную программу», «В 2017 году в каждой школе РФ появится собственный детский хор», «Детские хоры откроют в любой русской школе - Ольга Голодец», «В школьные уроки музыки включат хоровое пение» и, наконец, «Голодец дала обещание создать детские хоры в каждой школе». На мой взгляд, подобная чересполосица говорит лишь о том, что инициатива Ольги Юрьевны привела в движение самые разнообразные силы, течения и социальные страты. Не видя и не понимая огромных воспитательных, здоровьесберегающих и социализирующих возможностей хорового пения, многие из откликнувшихся на предложение Ольги Голодец попросту... посмеялись над ним. А смеяться-то здесь нечему...
Выступая в любимой «Учительской газете» как специалист школьного хорового исполнительства, я попытаюсь раскрыть некоторые методические секреты организации хоровой работы в общеобразовательной школе.
Что же надо предпринять для того, чтобы великолепная инициатива Ольги Юрьевны не пошла прахом? Надо прежде всего подумать об актуальном репертуаре, методике хоровых занятий, о мерах и средствах продвижения хорового искусства в среду школьников. Начнем со школьного хора. О пении на уроках музыки поговорим чуть позже.

Золотой фонд
Очень важен вопрос хорового репертуара. Из собственного опыта выложу главный козырь в его подборе: школьники с удовольствием будут петь прежде всего то, что им может понравиться. А понравиться им могут песни о главном, героические, лирические, сюжетные произведения, любят они петь и инонациональные песни с яркой мелодией и полноценным стихотворным текстом. И такие песни есть! Это великие песни прошлых лет, народные песни, произведения отечественных авторов. Небесполезно исполнить что-то из репертуара наших известных детских ансамблей «Непоседы» и «Домисолька».
В репертуаре всех активно действующих школьных хоров есть, как правило, три типа исполняемых произведений: текущий рядовой репертуар, произведения к праздникам, школьным вечерам, конкурсам и, наконец, сохраняемый много лет любимый круг песен и хоровых произведений, названный золотым фондом песни. Во всяком случае, у любой уважающей себя «поющей школы» должен быть свой золотой фонд песни. Без этого никуда...
Руководителю школьного хора можно посоветовать искать и такие произведения, которые приемлемы, хотя и нетрадиционны для школьного хорового пения. Нам удавалось находить такие произведения. Это, к примеру, песня из репертуара группы «Неоновый мальчик» «Улыбнись, моя милая мама»; «Песенка Герцога» из оперы Д.Верди «Риголетто» (исполняется на итальянском языке); «Песня материнской любви» из кинофильма «Синяя птица» А.Петрова - Т.Калининой. Сочинения подобного рода удалось собрать в сборник, лихо названный «Школьные шлягеры», и опубликовать в издательстве «Музыка». Можно даже и не говорить, что этот сборник был мгновенно раскуплен.
Методика хоровых занятий может включать очень многое, но в ее основе должен лежать неподдельный интерес детей. В нашем хоре, к примеру, мы сочетали собственно пение, слушание музыки и проблемные задания по специальной программе. Эта программа включала самые неожиданные вопросы и проблемы. Вот две из них: «Прослушайте три исполнения «Песни Варяжского гостя». Вам последовательно будут петь Марк Рейзен, Федор Шаляпин и Николай Гяуров. А после прослушивания расскажите, как внешне выглядят гости, судя по тому, как они исполняют арию».
Вопросы и задания подобного рода всегда оживляют и интеллектуализируют наши хоровые занятия. Важны и действенны районные, окружные, городские конкурсы и республиканские конкурсы школьных хоров.
Много дают встречи двух школьных хоров. Контактировать с себе подобными ребятами-хористами из других школ - прекрасное средство становления интереса к хоровым занятиям.
Важно, чтобы в вашей школе на базе хорового коллектива постепенно возникал интерес к хоровому пению вообще и к работе исполнительского коллектива, каковым, несомненно, является школьный хор. В нашем опыте мы проводили открытые занятия в хоре для всех желающих, активизируя зрительскую аудиторию, просили слушателей выбрать лучшего хориста из числа поющих, предлагали послушать пение ребят по одному и т. д. И каждая встреча школы с хором несла в своей программе некую изюминку, привлекательную для учащихся, малознакомых с секретами хорового дела. Это, в свою очередь, укрепляло роль хора в школьной, преподавательско-ученической аудитории.
Несмотря на строгие окрики и запрещения районных и городских методистов в эпоху «программы Кабалевского», в основе моих уроков музыки лежала хоровая деятельность. Мы поем не только песни, но и занятные упражнения, фрагменты музыкальных произведений, которые слушаем на уроке. Иногда разучиваем и новый шлягер, заполонивший эфир и ученические гаджеты. При этом преследуется задача - вооружить наших воспитанников актуальным репертуаром для пения дома, на вечерах, в лагерях летнего отдыха.

О подводных камнях
Говоря о проблемах хорового пения на уроке, необходимо учитывать вопросы, связанные с его методическим воплощением в классах. Это серьезная дидактическая проблема. Сама логика педагогического процесса на уроке музыки имеет ряд «подводных камней». Дело в том, что обучение пению зиждется на постоянной проверке, на сравнении успехов одного с успехами другого. А за этим - опасность разочарования, замкнутости, равнодушия и даже озлобления. Все это особенно характерно для подростковых классов. Поэтому правильнее - не стоять над душой у поющего подростка, не держать его за руку, а предоставить свободу выбора певческих приемов, и он чаще всего выбирает как раз то, что от него ждали, напрягая волевые усилия, преодолевая трудности пения. При такой методике в конечном итоге возникают дружеские отношения с учителем, который в данном случае выступает как старший товарищ, наставник, коуч, если использовать модную терминологию.
Сегодня появились и новые проблемы, связанные с подбором певческого репертуара для уроков музыки. Эти проблемы обычно остаются у нас за пределами «интеллектуального» сознания. Вместе с тем они заставляют нас думать о недостатках исполнительского материала, используемого на уроке. Иногда он кажется слишком низким, «базарным», рыночным, чтобы его использовать в работе с учащимися. Между тем, как и во времена Некрасова, образцы масс-искусства густо обступают нас, хотя вместо тогдашнего «милорда глупого» мы видим вещи совсем не виданные ранее: от матрешек, совмещенных с портретами политических деятелей, до насмешливого перепевания государственного гимна какой-нибудь из рок-групп. Это факт сегодняшнего музыкального окружения наших школьников.
В связи со сказанным выше припоминаю один случай из моей учительской практики. Случилось так, что в одном вполне себе благополучном шестом классе ученики предложили выучить на уроке шлягер «Я - городская сумасшедшая» из репертуара Маши Распутиной. Мои скромные увещевания успехов не принесли. Тогда я поставил условие: «Будем учить эту «сумасшедшую» по всем правилам работы с полноценным репертуаром». Выстраивая интонацию, добиваясь точного исполнения ритмического рисунка и тщательно работая над текстом, я добился того, что уже к третьему уроку шестиклассники взмолились освободить их от этой песни. «Это ваше твердое решение?» - «Да-да-да!» - последовал ответ. А произошло вот что. Сложное и высокохудожественное произведение, являющееся в нашем хоре основой репертуара, в ходе тщательной и длительной работы воспринимается учащимися все лучше и полнее. Простенький же шлягер с каждым шагом в его углубление все больше и больше демонстрирует свою убогость и поверхностность.
Очень обогатило наш опыт участие в московских городских конкурсах «Каждый класс - хор». Это замечательные конкурсы классного хорового пения, каждый из которых имел свою генеральную тему. Например, «Национальное и интернациональное в классном хоре», «Историческая песня на уроке музыки», «Исполняем сюжетные песни», «Школьный шлягер - что это такое?».
В процессе уроков учащиеся, как уже говорилось, собирали классный золотой фонд песни из числа произведений, которые они пели с 5-го по 8-й класс.
Несколько слов о своеобразии современных учащихся. За многие годы работы в школе (в этом году исполняется 67 лет моего педагогического школьного стажа) я имел возможность убедиться, что сегодняшние школьники чаще всего объединяются не вокруг высокой идеи обучения, а вокруг личностей, способных нести эту высокую обучающую идею. И потому, если мы намерены вернуть школьным урокам музыки, хоровому компоненту этих уроков развивающий и обучающий характер, необходимо уметь демократизировать не только характер взаимоотношений между учителем и учеником, не только структуру уроков, но и их педагогическую платформу. Необходимо перестать запугивать себя призраком музыкального краха, если насильно не вдалбливать в ученика то, что сами считаем ценным, или то, что считается ценным у составителей учебных программ. Самая опасная болезнь для ученического развития - это догматизм.

Подведем итоги
Главный принцип приобщения к хоровому пению заключается в повторении и накапливании певческого и хорового репертуара, хоровых умений и музыкальных знаний.
Краеугольный камень работы школьного хора и хорового пения на уроке заключается в приобщении к золотому фонду песни - народной, классической и современной.
Одна из ведущих задач хорового коллектива - преодоление музыкально-художественной глухоты. Но наступательный характер этого преодоления основывается на отвлечении и приучении, но никак не на запрете и навязывании.
Важно развивать многоголосное пение, вовлекать в певческую деятельность мальчиков, подростков и юношей.
Необходимо проявлять заботу о привлекательности хорового и песенного репертуара.
Важная часть хорового процесса - направленность на самостоятельное занятие пением, иначе говоря, на самообразование. Можно считать аксиомой, что школьное хоровое образование должно стать стартовой площадкой для последующих самостоятельных занятий в сфере хорового, ансамблевого и вокального музицирования.
Перечень дидактических положений невозможно закончить - их можно только оборвать...

​Юлий АЛИЕВ, доктор педагогических наук, профессор, учитель школы-интерната №16 Москвы