Изучив проблему очистки воды от нефти, ученик 11-го класса липецкой школы №20 Дмитрий Кузнецов предложил создать установку, состоящую всего лишь из двух пластин, одна из которых покрыта гидрофильным, другая - гидрофобным составами.
- Если увеличить размеры пластин до двух метров длиной и 80 см шириной, то за сутки можно получить тонну нефти, - поведал Дмитрий, презентуя свой проект.
Выпускник смоленской школы №8 Кирилл Тарасенков уже не первый год пытается разработать собственную идею «умного дома». К сожалению, единомышленников «по месту жительства» у него нет, у его друзей другие увлечения, поэтому так интересно было встретить здесь столько людей, которые не просто в теме, но и активно помогают друг другу.  
- Мне бы очень хотелось создать такую же команду у себя на родине, - мечтает Кирилл, - мы бы вместе занимались электронной оснасткой «умного дома», чтобы свести к минимуму энергопотребление жилища. Если не получится, буду создавать виртуальный распределенный проект в Сети.
- Я имею диплом первой степени инженерной олимпиады «Звезда» по технологии материалов, - рассказывает ученица 10-го класса школы №6 Георгиевска Ставропольского края Елизавета Ищенко. - И здесь мы тоже занимаемся разработкой композитных наноматериалов. Ведь меня интересует сфера строительства, где наносоединения используются довольно широко.
Дмитрий Хозин учится в 9-м классе школы №1329 Москвы. Здесь углубленно изучают физику и математику, поэтому Дима легко влился в проектную команду по разработке модели гибридного двигателя для беспилотных летательных аппаратов.  
- Не думаю, что мы тут что-то сильно оригинальное изобрели, - признался мальчик. - Но зато мы поняли, почему нельзя использовать электродвигатели на беспилотниках массой более 5 кг. Потребуется очень много аккумуляторов, а это слишком большая масса. Меня данная тема заинтересовала, ведь в перспективе хочу поступать либо на мехмат, либо на физмат. В крайнем случае на экономический.
Ученица 11-го класса Курильской средней школы Софья Мещерякова живет на острове Итуруп, что в Сахалинской области. У себя на родине девочка разработала проект развития экстремального туризма. Но здесь выбрала кейс «Энергия», где надо было решить задачу обеспечения поселка ветровой и солнечной энергией.
- Я с подобными проблемами регулярно сталкивалась, ведь у нас периодически отключают электричество, - говорит Софья. - Поэтому возникла идея придумать что-нибудь для исправления ситуации. У нас много термальных источников, часто дуют ветры, немало и солнечных дней в году, но все это нужно уметь освоить.
Нина Романеева, ученица 9-го класса ульяновского лицея №20, мечтает поступить в Академию ФСБ, заниматься криптологией и кибербезопасностью. На форуме она сначала заинтересовалась космическими технологиями, но потом перешла в лабораторию «Программирование», где больше математики.
- Перед нами поставили задачу - создать алгоритм для шифрования информации, - рассказывает Нина. - Моя роль в проекте ключевая, ведь это именно я предложила алгоритм, который мне и раньше помогал при решении задач по математике, а тут пришелся очень кстати.
Но чего же, собственно, мы ожидаем от форума в целом и от его участников в частности? Действительно ли мы вправе ожидать, что ребята за три дня сумеют найти решение вопросов, над которыми бьются целые научные коллективы как у нас в стране, так и за рубежом?
- Задача форума несколько иная, - говорит заместитель директора по образовательной деятельности Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Вадим Лазутин. - С одной стороны, здесь мы рассказываем детям о новых технологиях, об инновационных направлениях деятельности современных компаний и вузов. С другой -  они имеют возможность пообщаться с такими же умными и способными ребятами из других регионов, с учеными, политиками и бизнесменами. Наконец, они могут реализовать свой потенциал, работая в рамках проектов по предложенным нам темам.  
Старший преподаватель Центра проектной деятельности  Московского политехнического университета Андрей Пономарев разделяет точку зрения коллеги.
- В рамках выполнения проектов нашего кейса мы предлагали ребятам решить задачу по использованию 3D-принтера для создания рамы для квадрокоптера, - рассказывает он. - Кстати, это не просто принтер, а уникальное в своем роде изделие, созданное специалистами Сколково. Он способен печатать, используя одновременно два типа пластика, один из которых, углеволоконный, является армирующим. Работа с таким принтером ломает традиции машиностроения. Поэтому нам было важно, чтобы дети сами увидели возможности разных технологий.
По словам Андрея Пономарева, предложенные ребятами решения никак не попадают под определение «из ряда вон», то есть были довольно предсказуемыми и простыми. Но проблема, считает он, вовсе не в плохой подготовке, а в отсутствии фантазии и креативности, чрезмерной боязни ошибиться, сделать что-то не так. Пожалуй, это камень в огород нашей школы, где нередко за ошибки наказывают, нестандартно мыслящих не жалуют, а в почете тот, кто очень хорошо работает по шаблону. Опять же, чтобы решать задачи современности, мало просто знать физику или химию даже на «отлично». Нужно уметь устанавливать взаимосвязи физики с географией, химии с литературой, геометрии с русским языком, алгебры с историей и так далее. Потому что самые прорывные открытия рождаются именно на стыках наук. Но этому аспекту сегодня, увы, в школе уделяется очень мало места.
Специалист по гидрометеорологии компании «СканЭкс» Катерина Мельник предложила подумать о том, где и как можно в принципе применять спутниковые данные, которых сегодня огромное количество.
- Предварительно я рассказала о том, какие бывают спутники, какую информацию можно получить с их помощью, как проводятся мониторинги спутниковых данных, - говорит специалист. - Что меня порадовало, дети тщательно проанализировали все сказанное мною, а потом решили остановиться на мониторинге вечной мерзлоты, попытаться выяснить, что с ней происходит за последние десятилетия, каких последствий ожидать от изменения климата. Не спорю, данной проблемой в мире тоже занимаются, однако это одно из самых малоизученных направлений.
Исполнен оптимизма и ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров. Он также уверен, что задачи форума прежде всего образовательные и воспитательные,  поэтому ждать от ребят каких-либо прорывных решений не следует. С другой стороны, никто и не отрицает, что школьники действительно способны порой на весьма оригинальные идеи. Просто нужно каждому из них дать возможность найти свою идею и делать все для ее реализации.
- Сюда приезжают самые разные люди из разных регионов, - рассказывает Анатолий Александрович. - Кто-то действительно талантлив, кто-то очень хочет изобретать, но у него не всегда получается, кто-то обладает энциклопедическими знаниями, но не верит в свои силы. И когда они здесь встречаются, вместе что-то делают, они понимают, что способны на многое как в коллективе, так и индивидуально. Они возвращаются в регионы окрыленные и начинают дерзать. Общение с ними дает многое и нам, взрослым, мы понимаем, что чего-то сами не знаем или что-то не так доступно объяснили ребятам.

P.S. На закрытии форума школьники Дмитрий Пекарев из Псковского педагогического комплекса и Дмитрий Благинин из Университетской гимназии МГУ им. М.В.Ломоносова подписали контракт с независимым партнерством «Лифт в будущее» на реализацию собственного проекта в сфере IT. Ребята разработали информационную систему, позволяющую организовать удаленное взаимодействие рабочих групп и консультирующих экспертов.
Это говорит о том, что одаренные дети уже на наших глазах становятся интеллектуальными лидерами России.

Одним из итогов форума стало создание интернет-портала «проеКТОриЯ» - proektoria.online. Портал призван стать постоянно действующей площадкой, на которой школьники будут искать решения реальных производственных задач, знакомиться с ведущими технологическими компаниями, получать поддержку со стороны сообществ экспертов, вузов и работодателей.


фото автора