​Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
Анатолий Луначарский


Появление в Москве первых многофункциональных образовательных комплексов обусловлено целями выравнивания качества образования в различных по типу образовательных учреждениях, направленностью на достижение высокого эффекта в обучении и развитии. Из устаревшей модели, когда «школа выбирала ученика», образовательный менеджмент, двигаясь в направлении совершенствования через переходную модель «семья выбирает школу», реализует в современных образовательных комплексах перспективную модель «в каждой школе есть возможность выбора профилей обучения». Образовательный комплекс предоставляет широкий спектр возможностей для личностного развития ребенка, в таком учреждении расширяется траектория будущего выбора и потенциального развития, в этих условиях школа становится центром образовательного, культурного, спортивного пространства. Поэтому у многокомплектной школы гораздо больше возможностей для реализации потребностей ученика и реализации возможностей учителя. Образовательные учреждения данного типа, сочетая в свой структуре дошкольные и школьные подразделения, решают задачи позитивной адаптации, социализации детей, их культурной коммуникации в современной жизни, выстраивают такую организацию жизнедеятельности обучаемого, когда каждому субъекту образовательного процесса оказывается педагогическая помощь и сопровождение по развитию психофизиологических задатков и формированию способностей, в том числе и в вопросах физического развития, двигательной подготовки занимающихся, создаются условия для преемственности воспитания и развития в физкультурно-спортивной среде, в них оптимально развернута внеурочная деятельность во второй половине дня в рамках дополнительного образования.
Образовательный комплекс - это образовательное учреждение, позволяющее реализовать следующие возможности в организации культурно-образовательного и оздоровительного пространства учащихся в учебном заведении:
- наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ученика в условиях учебного сообщества;
- сформировать образовательное пространство учреждения для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, или «дорожных карт», обучающихся;
- соединить в единый многофункциональный комплекс образовательные, оздоровительные и воспитательные процессы.
Новые образовательные комплексы должны являться организующим началом для проведения всех форм занятий физическими упражнениями как урочного, так и неурочного типа, соединить в целостную образовательную систему физкультурно-оздоровительные мероприятия, подвижные игры, спортивные соревнования, занятия в спортивных кружках и секциях. Одной из задач таких образовательных комплексов является работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в школьный учебный процесс, и в первую очередь привлечение учащихся к сдаче норм комплекса ГТО.
Педагогический и образовательный ресурс подобных учебных заведений позволяет решать цели самостоятельного выбора, самоопределения учащихся, личностного и индивидуального развития в соответствии с возрастом школьников, их интересами и спецификой образовательного учреждения. В таких условиях наиболее широко предоставляются возможности самореализации в социально приемлемых формах. Отмечая высокую заинтересованность основной массы школьников в своем физическом развитии и готовность в рамках требований комплекса ГТО контролировать уровень своей физической подготовки, центральным аспектом в этой работе является социальная, педагогическая и психологическая работа по воспитанию ответственного социального поведения школьников, которое в свою очередь отразится на существенном повышении заинтересованности школьников в своем здоровом образе жизни.
Лидерами среди школ Москвы, учащиеся которых выполнили в полном объеме требования комплекса ГТО IV-VI ступени, стали кадетская школа-интернат №6 «Московский Георгиевский кадетский корпус», гимназия №2072, Центр образования «Школа здоровья» №1679, гимназия №1799 «Экополис», школа №17.
Согласно нормативным документам о внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» объем двигательной активности обучающихся образовательных учреждений должен составлять не менее 8 часов в неделю. По документам СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. №189 на основе учета возрастных особенностей учащихся, состояния их физического здоровья, принимая во внимание возможности образовательного учреждения для проведения организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий, а вместе с тем рассматривая рекомендации комплексной программы физического воспитания (В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2004), представляем распределение интенсивности и продолжительности физической нагрузки в течение дня и недели у школьников различных возрастных групп.
Ряд исследователей считает, что следует значительно увеличить суммарный двигательный объем суточной и недельной активности детей, повышая планку требований к параметрам двигательного режима, закрепленного на законодательном уровне в современном комплексе ГТО в виде гигиенически обоснованных норм. Логико-статистический анализ рекомендаций, приведенных в комплексе ГТО, показывает, что они не совсем точно отображают допустимый нормированный объем двигательной активности, который могут освоить школьники данного возраста.
В эксперименте двигательная активность учащихся фиксировалась в течение учебного дня, недели, месяца, всего учебного года, определялись объем и интенсивность локомоций (движений) в основных формах физкультурно-спортивных занятий - в уроке, занятии секции, а также на учебных переменах, при спонтанной индивидуальной и педагогически организованной двигательной деятельности, а также во внеучебное время. Для этих целей использовалась методика «шагометрия» на основе цифрового датчика активности Beurer AS-50 производства Германии, а также кардиомониторы фирмы Polar производства Финляндии. Двигательная активность учащихся анализировалась с использованием программного обеспечения Easy FIT компании Beurer, а также Pro Trainer-5 компании Polar.
Анализ двигательной активности школьников 5-6-х классов показал, что функциональная напряженность, если привести временные параметры каждой формы занятий к единой сравнимой величине, например, минуте, наивысшая в спортивных занятиях - 60 локомоций, меньшая в уроках физической культуры - 54 ед./мин., далее ранжированы динамическая перемена - 48 ед./мин., домашние задания - 42 ед./мин., вслед за ними вводная гимнастика (утренняя зарядка) - 30 ед./мин., физкультурная минута и физкультурная пауза - 10 ед./мин., и в конце естественная бытовая двигательная активность - 6-12 ед./мин.
В проведенных нами исследованиях было показано, что у мальчиков 11-13 лет среднее допустимое количество локомоций в недельных циклах подготовки может составлять 64020+12804 шагов, или 38 км, при этом доля педагогически организованного двигательного компонента - 26 км, затраты времени - до 12-15 часов, включая и воскресную занятость; у девочек - среднее количество локомоций 49160+9830 шагов, или 28,5 км, при этом доля педагогически организованного двигательного компонента - 20 км, затраты времени - до 8-12 часов. Проведенное исследование позволило по-новому взглянуть на научно-методические рекомендации к организации двигательной активности и построение двигательного режима учащихся 11-13 лет, обучающихся в общеобразовательной школах инновационного типа, готовящихся к сдаче норм ГТО III-IV ступени.
Явно, что средний школьник дееспособен осваивать больший объем локомоций в суточном, недельном, триместровом, годичном циклах обучения. Для этого необходимо создавать соответствующие условия, позволяющие набирать должный объем локомоций. Заметим, что рекомендуемые в комплексе ГТО затраты времени в основных и дополнительных формах занятий должны быть пересмотрены в сторону увеличения интенсивных спортивных форм занятий и значительного объемного увеличения дополнительных физкультурных форм занятий. При этом весьма сомнительными кажутся рекомендации в комплексе ГТО об организации ежедневного двигательного режима школьников данного возраста в каникулярный период в объеме не менее 4 часов.
Модель организации двигательной деятельности на основе системного построения больших и малых форм занятий, приводящая к увеличению параметров недельного двигательного режима у школьников от 8-12 часов до 12-15 часов, реализованная в педагогическом эксперименте в образовательном комплексе инновационного типа, приводит к значительному росту показателей физического развития и функциональной подготовленности, обеспечивает высокие темпы прироста результатов в педагогических контрольных упражнениях, объективно содействует росту показателей здоровья и позволяет успешно выполнить нормативы ВФСК ГТО I-VI ступени на соответствующий знак отличия.

Ксения СИЛИВАНОВА, директор школы №17;
Георгий ВАСЕНИН, учитель-методист физической культуры школы №17