Я придерживаюсь мысли о том, что нельзя смешивать работу и жизнь вне ее. Нельзя приносить свои проблемы к детям и вести занятия, будучи абсолютно далеким от воспитанников в данную минуту. И также нельзя забывать про свою семью, про себя, самообразование, развитие, полностью погружаясь в мир образовательного процесса. Нужна золотая середина между эмпатией и отчуждением, между реалистичным взглядом на вещи и надеждой на преодоление трудностей в обучении. Просто в ином случае ничего не получится: не получится быть хорошим педагогом, не удастся быть настоящим человеком.
Нельзя требовать от детей послушания, правильных поступков и других высших моральных норм, не имея этого в своем арсенале (вообще мне кажется, что от детей ничего нельзя требовать).
По роду своей профессиональной деятельности мне приходится сталкиваться с тем, как родители детей с ОВЗ терзают себя различными страхами за будущее ребенка. Это очень даже понятно. Они вынуждены полностью довериться специалистам (в данном случае педагогам), иначе научиться жить по-новому становится гораздо тяжелее. При этом многие верят в некие сверхчеловеческие способности педагогов и ждут решения всех проблем как по прикосновению волшебной палочки. И если положительные результаты видны сразу, то педагог - волшебник, герой.
Я тут вспомнила стихотворение Николая Некрасова «Поэт и гражданин» и самые громкие строки этого произведения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я переиграю эти слова на свой лад: «Педагогом можешь ты не быть, но человеком быть обязан». Ведь хорошее настроение, улыбку, положительный заряд на весь день, а то и на всю жизнь детям передает совсем не педагог, а человек и вся его внутренняя суть: светлая душа, победный настрой, добрые глаза.
Ведь нельзя/невозможно любить педагога, если он злой не по причине, сух не по годам и холоден не по погоде. Да и вообще, можно ли его тогда назвать педагогом? Даже если он в документах носит это гордое звание. Даже если он имеет невероятный багаж знаний. И сложно не любить человека, который всей душою с вами, пусть даже только и начинает свой яркий педагогический путь. Ведь люди, встречая добро, сами становятся добрее! В любом случае. И дети - не исключение. А умение разглядеть даже в самом угрюмом ворчуне нечто хорошее, умение не поддаваться злобе этого мира и всегда оставаться улыбчивым и добрым - и есть показатель сердца любви. Показатель профессионализма педагога.

Евгения БОЛОТНИКОВА, педагог-дефектолог школы №1101, лауреат конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»