​Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
Адольф Дистервег

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.
В настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребенка. В основном в детских садах отдается явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это связано, с одной стороны, с повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой - с недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединено формированием важнейшего личностного новообразования этого возраста - произвольной регуляции поведения и деятельности, способности к самоконтролю. Способность человека к личностной саморегуляции - разновидность его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации. Это отражено в разработанной мною методике «Технологии социализации», успешно применяемой в гимназии №1532.
Наш коллектив ознакомился с методикой Н.П.Гришаевой и решил внедрить ее в работу дошкольного учреждения как вариативную программу.
Каждый день в нашем подразделении начинается с «рефлексивного круга» в каждой группе. Воспитатели обсуждают с детьми проблемные ситуации, волнующие воспитанников, и этим создают доверительную атмосферу и формируют позитивное отношение друг к другу и настроение на день. В конце каждого «рефлексивного круга» педагоги используют технологию «обращения к родителям через детей», предлагая ребенку задать вопросы членам семьи: «Какое любимое место у вас в Москве?», «Кем вы хотели стать, когда были маленькие?» На наш взгляд, эти микрозадания сближают детей с родителями, устанавливают контакт и помогают обратить внимание взрослых на жизнь и интересы детей в детском саду.
За 2015-2016 учебный год нам удалось, погружая детей в реальные и специально созданные проблемные ситуации, развить у них самостоятельность, сформировать навыки саморегуляции. Каждую проблемную ситуацию дети проживали в течение одного месяца, формируя определенную социальную роль. При отборе тематики и содержания ситуаций педагоги исходили из возрастных особенностей детей, философских оснований жизнедеятельности человека. С этой целью нами был обозначен круг микротем.
Например, перед проведением проблемно-педагогической ситуации «Карлсон прилетел!» педагоги записывали свои предположения о том, кто из детей будет нарушать правила, а кто воздержится. В назначенный день прилетел Карлсон, который пытался убедить детей нарушить правила, принятые в их группе. Он пытался побудить детей бегать и кричать, раскидывать игрушки, использовать их не по назначению, рвать цветы, устроить беспорядок в спальне. Заранее установленная камера фиксировала все происходящее. В момент, когда «Карлсон улетел, но обещал вернуться», в группу входил педагог и проводил с детьми на ковре круг рефлексии, расспрашивая их о том, что происходило в группе, пока его не было, что дети думали, чувствовали и как следует им себя вести в подобных ситуациях в жизни. Таким образом, при создании условий, в которых дети имели возможность выбирать способ поведения в новой, неожиданной для себя ситуации, нарушать правила или же их соблюдать, были еще раз подтверждены данные стороннего наблюдения детей в свободной игре.
Лишь 30 процентов из них вели себя независимо и сознательно удерживали свое поведение в принятых рамках.
Одной из наиболее успешно применяемых технологий социализации является социальная акция. В гимназии №1532 за 2015-2016 учебный год прошло двенадцать социальных акций. Во всех акциях были задействованы не только дети, но и родители. Каждая социальная акция начинается с работы с детьми. Воспитатель при проведении «рефлексивного круга» предлагает детям помочь кому-либо, готовит и проводит беседу по таким темам, как: «Кто такие волонтеры?», «Кто такие добровольцы?», «Как и чем мы можем помочь окружающим нас людям?».
Затем идет работа с родителями: приглашаются родители воспитанников на «родительские клубы» (родительские собрания, необычные по форме и содержанию). Предложенный новый формат встречи с родителями делает их более общительными, они охотно делятся своим мнением о применяемых в воспитании их детей технологиях: волонтерство, социальные акции, «клубный час», «рефлексивный круг».
На второй год работы мы проводим аналогичную работу в начальной школе. Были организованы обучающие семинары с учителями начальной школы. Педагоги стали проводить «рефлексивные круги» согласно смоделированным проблемно-педагогическим ситуациям. Был организован «клубный час» на тему «Я - житель земного шара», «Моя школа - мой дом». Необычная форма проведения такого классного часа заинтересовала ребят и показала новую возможность применения на практике преемственности в обучении воспитанников детского сада и будущих школьников.
Благодаря реализуемым в нашей гимназии новым формам воспитания и обучения по методике Н.П.Гришаевой удалось прожить интересный и насыщенный 2015-2016 учебный год. Один из важных промежуточных результатов проводимой работы - повышение интереса к жизни детей в детском саду, повышение мотивации посещения детского сада у воспитанников и родителей. Обучающие семинарские занятия для воспитателей и учителей сплотили коллектив гимназии и объединили единомышленников, наметили перспективы повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса.
- Авторская программа «Технологии социализации» Н.П.Гришаевой, реализуемая в нашем детском саду, - делится впечатлениями О.В.Шин, - действительно доставляет детям много радости. Сыновья рассказывают о «клубных часах», с гордостью демонстрируют поделки, выполненные на мастер-классах, с нетерпением ждут новых занятий. А какое удовольствие получили они от участия в костюмированном празднике на День космонавтики! И не только дети, но и родители с горящими глазами выдумывают, мастерят, изобретают...
- Вот уже второй год в нашем садике реализуется программа социализации детей по авторской методике Н.П.Гришаевой, - рассказывает Н.В.Росина. - И надо отметить, реализуется с успехом! Каждый месяц имеет свою тему, свою идею, с которой детей знакомят, разбираются с разных сторон, разными методами. Мне довелось побывать как-то на «клубном часе» - я проводила в одной из групп мастер-класс вместе с еще одной мамой. Дети могли подойти, если заинтересуются, и сделать аппликацию или браслеты. И как я была приятно удивлена тому, что увидела: дети говорили нам «Здравствуйте!» и «До свидания!» сами, без напоминания взрослого; те, кто не хотел делать поделки, брали с полок другие игрушки, играли, убирали все обратно (без напоминания) и шли дальше по своим делам; кто-то заходил в группу, понимал, что это ему не интересно, и продолжал дальше поиски того, что его заинтересует. Еще один важный момент - это вовлечение родителей в жизнь ребенка через заинтересованность ребенка и родительские «клубные часы». Нам есть что обсудить, а дочери есть что рассказать. А каковы были ее удивление и радость, когда она увидела меня на «клубном часе» в детском саду! Спасибо большое за эту программу всем воспитателям, осуществляющим и применяющим в работе технологии социализации!

Светлана ПРОСКУРИНА, старший воспитатель гимназии №1532