На курсах нас ознакомили с наборами LEGO WeDo - конструкторами, разработанными специально для практики конструирования роботов начального уровня. Когда на занятиях собрала свою первую модель «обезьянка-барабанщица», испытала давно забытые ощущения детского восторга: «Получилось! У меня! Сама сделала!»
И тут же заработала мысль: «А ведь это такое подспорье к урокам...» Первое же занятие прошло на ура. Восторгу моих учеников не было предела. Ни на одном уроке раньше я не видела ребят такими сосредоточенными. А момент, когда включаем запрограммированную модель, и она (о чудо!) выполняет все, о чем мы ее просили, самый приятный и радостный.
За все время работы по программе «Робототехника» я сделала для себя много открытий, которые помогают мне в процессе обучения.
Во-первых, занятия по робототехнике нужно начинать именно с начальной школы. Первый большой плюс - развитие мелкой моторики. Ведь не зря же еще Сухомлинский написал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Работа с мелкими деталями конструктора позволяет развить точные координированные движения.
Во-вторых, на занятиях ребята развивают умение анализировать свою работу. В процессе сборки модели ученики постоянно проговаривают свои действия, каждый этап сличают с информационным образцом. Испытывая модель, проверяют, правильно ли они все сделали, добились ли желаемого результата. Ищут ошибки, исправляют их. И все это в непринужденной форме. На каком уроке мы сможем так организовать работу детей, чтобы они по собственному желанию искали и исправляли ошибки и контролировали себя?
В-третьих, на этих занятиях закладываются основы коммуникативных отношений внутри группы или пары. Насколько это важно - уметь общаться с соседом, убедить его в своей правоте или принять его решение! Не все получалось с первого раза. Были и ссоры, и крики, пытались даже кулаками доказать свою правоту. Но от занятия к занятию общение становилось спокойным. Мы выработали правила общения в группе, в паре, учились говорить по одному, выслушивать собеседника до конца, не перебивая. Когда я видела, что общение между детьми наладилось, то состав ребят меняла, чтобы закрепить приобретенные навыки. В результате исчезли ссоры не только на занятиях робототехники, но и на остальных уроках.
В-четвертых, занятия способствуют развитию логического мышления и творческих способностей. Дети задаются вопросами: «Почему это работает?», «Что произойдет, если я изменю алгоритм?» У ребят появилось желание создавать собственные модели, объединять уже имеющиеся модели в группы, сочинять истории, сказки про них. Знаний для создания новой модели оказывалось недостаточно, но это компенсировалось возрастающей активностью, любознательностью.
В-пятых, формируется умение самостоятельно решать поставленную задачу, искать собственное решение. Помните, как в детстве почти каждый из нас представлял, что ночью, когда все спят, или днем, когда все уходят из дома, игрушки оживают? Дети на занятиях сами становятся волшебниками. Когда ребята «оживляют» модель, они совершенно не думают, что это простой механизм. Для них это живая игрушка, она может двигаться, разговаривать, с ней можно пообщаться. Ощущение того, что ребенок сделал это сам, возвышает его в собственных глазах, придает уверенности в своих силах. Постепенно это желание творить самому переносится и на другие виды деятельности - «сам решил», «сам сочинил».
После того как мы стали заниматься робототехникой, родители стали обращать внимание на то, что ребята стали более усидчивы, сосредоточенны. Дети стали интересоваться предметами, которые раньше им казались неинтересными и бесполезными, стали доводить начатое до конца.
В этом году я снова набрала первый класс. Заранее решила: робототехнике быть! Уже начались первые занятия, и я вижу, что мои нынешние первоклашки с не меньшим восторгом собирают свои первые модели, учатся общаться, предлагают свои идеи...

Елена САЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №17