Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро

Как научить ребенка любить книгу, как научить его искусству чтения? Не все читающие владеют искусством чтения, и простое прочитывание слов, когда «из букв вечно выходит какое-нибудь слово», не приводит к постижению авторского замысла. Высокая скорость чтения не связана с проявлением чувств. Ученик должен научиться получать удовольствие от встречи с книгой, ведь книга - учитель, она передаст ему знания, она расскажет, как можно поступать и как нельзя, книга спасет от одиночества и поможет разобраться в проблемах, она научит сопереживать, мечтать и думать. Но просто сказать ребенку: «Читать - это здорово!» - мало.
В сознании ребенка нужно формировать потребность в чтении. Это возможно будет только при условии, если мы научим ребенка видеть в книге отражение собственного духовного мира. Формирование этой способности процесс длительный и кропотливый. Эта работа требует от учителя высокой филологической культуры, глубоких знаний. Педагог, не испытывающий любовь к чтению, не сможет привить любовь к чтению детям.
Знакомый всем Буратино, герой Алексея Толстого, хочет быть «умненьким-благоразумненьким», как и любой ребенок. Но с чем связывает Буратино возможность исполнения желания? Оказывается, надо взять азбуку и пойти в школу. Только когда он выучится, он сможет «купить тысячу курток папе Карло». Но на пути к знаниям всегда много искушений и испытаний. Изучить азбуку - это огромный труд, но без этого ты не станешь умным, благодарным и добрым. В простом эпизоде - огромный нравственный пример. Азбука, книга, знание - вот фундамент будущей истории жизни маленького человека.
В сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» героиня предстает как: «Сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано полкоролевства». Главная героиня знает, эта книга очень ценна. О чем может быть книга, за которую готовы заплатить такую цену? Чем она может помочь тебе, от чего уберечь, чему научить? Дети с удовольствием рассуждают об этом.
При анализе сказки учитель, может рассказать о том, что и в настоящей жизни книги очень ценились и очень дорого стоили, что есть такие фолианты, которые бесценны не только с точки зрения стоимости, но и с точки зрения ценности как культурного наследия. А еще можно сходить с учениками в отдел редких книг Музея книги Российской государственной библиотеки. Там они узнают, какие драмы разыгрывались вокруг иных сборников. Потому что во все времена книги хранили секреты жизни и секреты счастья читателя.
В книге Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» есть персонаж, пользующийся непререкаемым авторитетом: «Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги... В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили». Николай Носов показывает, какое влияние на героя оказала книга и как увлечение книгой сделало его очень умным и интересным для окружающих.
В рассказе Виктора Драгунского «Главные реки» Дениска Кораблев получил горький урок. Ему задали выучить наизусть отрывок из стихотворения Некрасова, ведь для расширения кругозора дети в классе решили: «будем читать и сверх программы интересные книжки». Но мальчик весь вечер пытался запустить змея в космос, поэтому забыл про уроки и пришел в школу неподготовленным. Его вызвали к доске, и он оказался перед классом в очень неудобном положении. После случившегося Дениска делает вывод: «А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор... И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости».
В наших учительских силах сделать так, чтобы наша страна опять полюбила чтение, полюбила книгу. Воспитать читателя, научить ребенка видеть в книге себя, воспринимать книгу как собеседника - вот задача, которая стоит перед нами сегодня.

Светлана МУРАВЬЕВА, учитель-методист начальных классов школы №1273