30 секунд, отведенные на размышление, истекли. Можно выходить и записывать предполагаемую тему. Нет, не по очереди - одновременно всем, у кого есть идея, разрешается записать ее в любом месте доски.
Интрига-проблема может быть создана и иным способом: прозвучавшей (без пояснения) музыкой; незавершенной цитатой; предложением записать на доске ассоциации на названное слово; видеорядом из объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и различных алгебраических выражений. Ищущий учитель найдет разные способы того, как создать ситуацию удивления, главное - помнить: урок начинается с интереса.
Зевать и скучать некогда. Создаем команды и за 2 минуты пытаемся оборудовать уголок для работы. Урок становится фрагментом жизни, в которой нам приходится общаться. Наличие в команде ребят разного уровня и разных характеров создает интересные условия для развития.
А дальше - задания, позволяющие привлекать новый материал, осмыслять его, применять и преобразовывать его; развивать компетенции в познавательной, социально-деятельностной, творческой сферах. Интерес поддерживается не только содержанием заданий, но и за счет различных ограничений: по времени, по объему строк, по используемому материалу. И в центре внимания оказывается не давящая отметка, а увлекательное соревнование с этим условием.
Сможем ли мы выбрать из 15 данных слов те 7, которые скорее всего должны прозвучать в рассказе про Рождество, который мы будем слушать через 2 минуты? А потом из выбранных нами (но непрозвучавших) слов команде нужно составить свои «рождественские предложения». А за 5 минут прочитать отрывки из описания памятника ЮНЕСКО и расположить их в логическом порядке?
И вот мы готовим вариант рекламного приглашения для посещения одного из памятников. Впрочем, выбрать, какой лучше, группе было непросто - каждый ратовал за свой. И все же теперь трое от группы отправляются «зазывать» на «наш» памятник соседние команды (проходя их по очереди по 2 минуты на каждую), а двое оставшихся выступают сейчас в роли экспертов - они заслушивают «рекламных агентов» из «соседних фирм». Шесть минут пролетают быстро, и теперь «рекламщики» превращаются в слушателей, а «эксперты» всех команд оказываются в роли говорящих: они (поочередно у доски) воспроизводят лучшую, на их взгляд, рекламу.
Любой ответ учитель использует эффективно. Совпадут мнения - отметит умение убеждать; не совпадут - позволит сделать вывод более основательно.
А на другом уроке может прозвучать вопрос: «Возможно ли, чтобы Ромео после смерти Джульетты выбрал кого-то другого?» И отвечают на него ученики прежде всего не учителю, а своим товарищам. А у тех есть возможность услышать разные точки зрения, открыть для себя новый взгляд на проблему, с чем-то поспорить, с чем-то согласиться.
А может быть задание: составить 5 советов, как стать знаменитым. И определять лучший совет будет не только учитель, а одноклассники из других групп.
Их может ждать и неожиданный поворот. И возможно, что запланированное задание уступит место незапланированному. Ведь, в конце концов, не ученики предназначены для выполнения планов учителя, а учитель - для помощи ученикам. И поэтому он перестраивает урок в зависимости от возникающих интересов.
И настает пора осмысления. Первый ее этап - индуктор. Он построен на обращении к опыту ученика, апелляции к ассоциативному образному мышлению. Его итог - осознание проблемы, вырастающей из имеющихся знаний учеников.
Второй этап - деконструкция: работа в хаосе материала, блуждание по тексту, поиск разнообразных вариантов.
Третий - социализация: взаимодействие внутри группы, обсуждение, поиск лучшего.
Четвертый этап - реконструкция: создание итогового варианта ответа.
Пятый - афиширование: представление своего результата, знакомство с результатами других.
Шестой этап - инсайт: происходит озарение, новое видение предмета.
Седьмой - рефлексия, размышление о том, что сделано, оценка своих и чужих достижений.
Время истекло, и можно идти на перемену: отдыхать в предвкушении следующего урока, который (хочется надеяться) тоже будет интересным.

Михаил КОЗИНЕЦ, учитель истории и обществознания гимназии №1507;
Ольга МОСТЫНЕЦ, учитель английского языка гимназии №1507