Первый вопрос, который необходимо решить, - уровень этого регламента. Если он будет действовать на всероссийском или муниципальном уровне, то будет скорее всего представлять типовое перечисление прав и обязанностей родителей, педагогов, администрации школы. В этом случае он просто повторит уже существующие нормативные правовые акты (Конституцию РФ, Закон «Об образовании в РФ», Семейный кодекс). Разработчики единого регламента могут сделать попытку урегулировать в нем отношения, которым не уделяется внимание в существующей правовой системе. Это серьезная аналитическая работа, связанная в первую очередь с анализом типичных проблем и конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Разработка подобного нормативного акта должна носить открытый и коллегиальный характер, чтобы максимально широко учитывать интересы всех участников образовательного процесса. Полагаю, что типовой документ будет рамочным и не сможет учесть особенности построения системы взаимодействия школы и родителей в работе конкретной образовательной организации.
В СМИ появилась информация, что указанный регламент взаимодействия школы и родителей предлагается разработать на уровне образовательных организаций. Тогда возникает закономерный вопрос: какой тип нормативного правового акта будет соответствовать этому регламенту? Это не может быть приказ директора образовательной организации, так как родители не подчиняются его приказам. Более того, формально учащиеся, не являясь сотрудниками образовательной организации, не подчиняются приказам директора. В некоторых школах существуют кодексы поведения, правила жизни в школе и другие подобные документы. Часто эти нормативные документы разрабатываются с участием управляющего совета школы, школьного омбудсмена. Как отмечают многие юристы, эти документы носят скорее рекомендательный характер и не могут выступать в виде обязательных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса.
Можно предположить, что особенность взаимодействия родителей учащихся и школы могут быть урегулированы в уставе образовательной организации, так как он распространяет свое действие на всех участников образовательного процесса. Анализ существующих уставов образовательных организаций Москвы (они в обязательном порядке публикуются на сайте ОУ) показал, что в большинстве случаев права и обязанности школы и родителей уже прописаны в этих документах. Каждая образовательная организация, опираясь на особенности своей работы, уровень развития отношений участников, текущие и планируемые формы взаимодействия, нормативно фиксирует в своем уставе общие правила взаимодействия школы и родителей.
Можно сделать вывод, что в большинстве образовательных организаций уже существует регламент взаимодействия родителей и школы. Опыт моей работы показывает, что большинство конфликтных ситуаций родителей, педагогов и администрации образовательной организации связано с отсутствием правового знания и нарушением уже существующих регламентов взаимодействия. На мой взгляд, работа по выстраиванию взаимоотношений должна начинаться с повышения уровня правовой грамотности всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители).

Александр ВЕЧЕРИН, психолог гимназии №1532, кандидат психологических наук, магистр юриспруденции