​Я ни разу ничему не научился у человека, который согласен со мной.
Дадли Филд Мэлоун


Мифы об образовании
Образование не влияет на успешность человека на рынке труда. Этот миф пришел к нам из 90-х. Тогда действительно существующее образование оказалось невостребованным. На данный момент ситуация сильно изменилась:
- учебные заведения серьезно обновили образовательные программы;
- работодатели стали больше внимания уделять качеству подготовки молодых специалистов. Очень бурно развивается область оценки персонала.
Исследования доктора социологических наук Ростислава Капелюшникова показывают, что:
- на российском рынке труда специалисты с высшим образованием в среднем имеют более высокие заработки (почти в два раза);
- выпускники топовых вузов зарабатывают в полтора раза больше выпускников других вузов.
Эта ситуация привела к возникновению другого мифа. Важно обязательно получить высшее образование, и обязательно в топовом вузе. Стремление попасть в какой-нибудь вуз привело к тому, что более 70 процентов выпускников вузов работают не по специальности. У многих наблюдаются признаки раннего профессионального выгорания. Гораздо важнее молодому человеку выбрать подходящую профессию с учетом своих способностей и индивидуальных психологических особенностей, а уж потом выбирать учебное заведение. Грамотно выбранная профессия позволит специалисту не только быть успешным на рынке труда, но и избежать профессионального выгорания, получать удовольствие от жизни.
Нужно выбрать одну профессию на всю жизнь. В условиях динамичного современного мира, в частности быстро меняющегося мира профессий, многие специалисты вынуждены менять свою профессию, порой несколько раз в течение профессиональной жизни. Поэтому важно помочь ребенку овладеть методами профессионального самоопределения, то есть самостоятельного и осознанного выбора профессии, поскольку во взрослой жизни ему, возможно, придется корректировать свой профессиональный выбор.
Какие возможности создает современная столичная школа для построения профессиональной карьеры? Это:
    Гибкие образовательные программы (образовательные треки) и индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные запросы учащихся и родителей. Мы проводим регулярные социологические опросы учащихся и родителей и в учебном плане стараемся учесть их интересы, ищем высококлассных педагогов, проводим внешнюю экспертизу образовательных программ, рекомендуем педагогам новые курсы повышения квалификации.
    Профилизация. Многие ученики уже к 9-му классу выбирают интересующее их направление профессиональной подготовки. Раньше таким ученикам надо было посещать большое количество платных дополнительных курсов для углубленной подготовки по интересующим предметам. Теперь многие предметы изучаются углубленно бесплатно в рамках образовательных профилей. В профиль также входят предметы, которые раньше отдельно не изучались в школьной программе (экономика, право, логика). Это значительно расширяет возможности учащихся. Замечу, что направления профилизации тоже формируются на основании запросов учащихся и их родителей. Интересной формой подготовки являются индивидуальные учебные планы, когда каждый ученик выбирает, какой предмет он будет изучать углубленно, а какой на базовом уровне. Такие подходы к построению образовательной программы формируют у учащихся и их родителей ответственное отношение к планированию профессиональной карьеры.
    Углубленное изучение иностранных языков. Не секрет, что работодатели часто требуют у соискателей знание не одного, а нескольких иностранных языков. Мы знаем, что изучение иностранного языка в школе существенно улучшает карьерные возможности выпускника. В нашей гимназии увеличено количество часов первого иностранного языка, и по согласованию с родителями ученики имеют возможность изучать второй иностранный язык. Часто вторым иностранным языком становится не европейский, а китайский, корейский, арабский.
    Сетевое взаимодействие. Современная школа выстраивает широкую и гибкую систему взаимодействия с организациями, которые помогают школьникам выбрать профессию и построить свою карьеру. Это очень разные организации - начиная со спортивных и досуговых центров и заканчивая оборонными предприятиями, заинтересованными в молодых квалифицированных сотрудниках. Можно сказать, что школа становится социокультурным центром района, города.
    Профориентационная помощь. В современной школе хорошо развита всесторонняя помощь учащимся в выборе профессии. В нашей гимназии создана действенная система психолого-педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения школьников: психологическая диагностика профессиональных наклонностей, интересов и профильных предпочтений подростков и старшеклассников, консультирование, система развивающих уроков, игровых занятий, экскурсий, выступлений представителей работодателей перед учащимися. Большую помощь и информационную поддержку получают школьники и их родители в кабинете профориентации, а также в виртуальном кабинете профориентации гимназии. Они позволяют школьникам и их родителям получить полезную информацию и рекомендации по вопросу профессионального выбора, ознакомиться с видео и справочными материалами о мире современных профессий, о вузах и колледжах Москвы.

Рекомендации родителям
Мы видим, что современные возможности школы в построении школьниками своей карьеры очень большие и их надо грамотно использовать.
Целесообразно при выборе профессии ориентироваться не на престижность профессии, не на ее популярность, а в первую очередь на реальные способности ребенка в конкретных сферах деятельности. Только они обеспечат действительный успех в профессии и карьере. Внимательно наблюдайте за склонностями и способностями ребенка, создавайте условия для их развития. Поощряйте широкий круг интересов. Особое внимание обратите на виды деятельности, которыми может заниматься ребенок долгое время без дополнительного поощрения.
Начинайте как можно раньше знакомить ребенка с различными профессиями. Особое внимание уделите тому, какую пользу приносит профессионал обществу, с какими трудностями сталкивается, какими качествами он должен обладать, чтобы успешно справляться со своими обязанностями. Анализируйте сайты о профессиях, сайты вузов, посещайте образовательные выставки. Чем больше информации у ребенка, тем более самостоятельным он будет в выборе профессии.
Следите, чтобы у ребенка не было пробелов в знаниях, они могут привести к низким результатам итоговой аттестации, что помешает ученику реализовать свои карьерные планы.
Изучите образовательные возможности вашей школы. С какими образовательными организациями есть договоры, какие профориентационные мероприятия проводятся, какие возможности для индивидуализации обучения.
В старших классах проведите анализ образовательных программ, интересных вашему ребенку. Проанализируйте преподавательский состав и содержание учебных дисциплин, эта информация, как правило, есть на сайте.
Найдите через социальные сети выпускников по интересующей программе. Проведите анализ их отзывов об учебном заведении, с какими трудностями они столкнулись в обучении, как выстраивали свою карьеру.
При подготовке к итоговой аттестации обратите внимание на физическое и психологическое состояние своего ребенка. Создайте для него максимально комфортные условия: школьники в этот период должны хорошо отдыхать и питаться, вести активный и здоровый образ жизни, полноценно общаться со своими сверстниками.
Вся аналитическая деятельность должна быть реализована вместе с ребенком. Не навязывайте ребенку свой вариант профессионального выбора без учета его интересов, склонностей и способностей. Уважительно относитесь к профессиональному выбору и планам своего ребенка. Он должен ощущать себя активным участником процесса по планированию своей профессиональной карьеры. В этом случае мы можем ожидать, что он будет активным и самостоятельным в будущем.
Родителям надо сохранять спокойствие, заранее выстраивать совместно с ребенком образовательные траектории, поддерживать образовательные инициативы, сопереживать и помогать преодолевать учебные и личные неудачи. Если вы будете рядом с ребенком на этапе его школьного развития, то вы будете гордиться его достижениями в будущем.

Маргорита БУТЫРСКАЯ, директор гимназии №1532