Старшая школа - школа для выбора
Создание в гимназии пространства выбора для школьника, и старшеклассника в частности, - это одна из главных задач образовательного учреждения. Выбирать можно многое - программы (базовые, профильные, элективные), технологии (очное обучение в аудитории, использование электронных образовательных ресурсов), дополнительное образование (кружки, экскурсии, проекты). Только имея возможность полноценного выбора, школьник может нести ответственность за свой выбор.

Изменения в организации учебного процесса
Одной из основных проблем при реализации обучения по индивидуальным учебным планам является несоответствие требований ФГОС существующему формату образовательного процесса (в части традиционного расписания, форм организации занятий). Поэтому планируется осуществить ряд изменений в организации учебного процесса всего образовательного комплекса, частично апробированных в предыдущие годы в одном из школьных отделений. А именно:
- отказ от традиционного расписания, насыщение учебного дня разнообразными по форме занятиями (это сочетание уроков с индивидуальными и групповыми занятиями, спортивными паузами и временем на самоподготовку, на проектную деятельность);
- блочное построение расписания (погружение в предмет, смена расписания через каждые три месяца или чаще);
- создание мобильных коллективов учащихся для обучения в группах в соответствии со сформированными индивидуальными учебными планами (наряду с сохранением традиционных классных коллективов);
- создание современного информационно-библиотечного центра.
Выбор форм деятельности должен позволять учащимся решать свои учебные, коммуникативные и личностные проблемы, а это возможно при реализации учебных проектов, исследований, имеющих конкретные результаты:
- урок, индивидуальные, групповые занятия;
- проектно-исследовательская работа;
- самостоятельная работа в информационно-библиотечном центре;
- лидерские программы, дискуссионные клубы;
- спортивные, театральные и иные занятия;
- занятия по программам «Университетские субботы», «Олимпийский резерв».

Гибкость при организации профильного обучения
Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования. ФГОС старшей ступени определил пять профилей обучения и два уровня изучения предметов - базовый и углубленный. Делая выбор определенного профиля, будущий старшеклассник может ошибиться с направлением обучения (в том числе в силу объективных причин) и попросить сменить профиль. И такая возможность, безусловно, должна быть подростку предоставлена. Как это сделать правильно, обеспечив выполнение образовательной программы и подтвердив это промежуточной аттестацией?
В приведенной ниже схеме (таблица 1) представлен алгоритм, с помощью которого старшеклассник имеет право поменять профиль обучения, но только в определенные периоды учебного года (по окончании тематических блоков) и при условии прохождения промежуточной аттестации по изученным темам курса (дисциплины).

Таблица 1
* возможные периоды для перехода учащегося с одного профиля на другой выделены цветом

Индивидуальный проект старшеклассника
Одним из основных элементов при составлении индивидуального учебного плана старшеклассника будет являться индивидуальный проект. Выбор темы индивидуального проекта обусловлен профилем обучения и ориентацией на будущую профессию. Ниже представлен план по организации работы с индивидуальными проектами обучающихся (таблица 2):

Таблица 2
Содержание образования на старшей ступени при реализации учебного плана должно быть связано с формированием сквозных компетенций (проектных, исследовательских, рефлексивных, аналитических, коммуникативных), в том числе при работе над индивидуальным проектом и его последующей защите.
Для будущих 11-классников в рамках работы над индивидуальными проектами планируется организация занятий и практик на базе вузов-партнеров, что обеспечит выпускнику переход от школьного образования к университетскому.

Заключение
Важной частью планируемой модели образования в гимназии является выделение специфики обучения на старшей ступени, в которой старшеклассник пробует себя в построении своей образовательной траектории, пробует понять, что ему нужно, вглядываясь в ориентиры своего профессионального будущего. Главными особенностями представленной программы являются:
- равные стартовые образовательные возможности для всех старшеклассников гимназии в обеспечении по-настоящему индивидуального подхода;
- широкая профилизация через построение индивидуальных учебных планов с расширенным дополнительным образованием;
- максимальная гибкость, разнообразие и возможность выбора форм организации образовательного процесса и занятий;
- ориентация на полную реализацию потенциала обучающихся.
Еще одной важной особенностью представленной модели образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Именно под образовательные задачи старшеклассников планируются университетские площадки четырех разных направлений, которые позволят в полной мере обеспечить прохождение намеченного самим школьником индивидуального образовательного маршрута.
В представленной модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, что, безусловно, не сможет не сказаться на достижении старшеклассником личных целей, то есть сделает нашего выпускника успешным.

Александр ШУВАЛОВ, директор гимназии №1507