А для наибольшего эффекта необходимо обеспечить сопровождение школьников в образовательном процессе. В нашей школе №109 при обсуждении итогов обучения учащихся в педагогическом совете члены психолого-медико-педагогической комиссии принимают обязательное участие, вместе с педагогами они обсуждают выполнение индивидуальных планов развития учащихся, вырабатывают рекомендации для учителей-предметников и родителей о работе с детьми, анализируют динамику развития школьников.
Члены психолого-медико-педагогической комиссии используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование родителей, педагогов, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.
Учителя-предметники наблюдают за ребенком, выявляют пробелы в знаниях, составляют карту знаний, умений, навыков.
Весьма важно провести диагностику пробелов в знаниях по русскому языку, математике, чтению. Эти результаты учителя-предметники и вносят в карту. На ее основании педагогической диагностики психолог, дефектолог и медицинский работник проводят свою диагностическую работу. Их главная задача - установить причины трудностей в обучении, после чего специалисты дают заключение об уровне сформированности высших психических функций учащихся.
На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики специалисты определяют в индивидуальном плане развития учащегося конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении. Индивидуальный план развития подвергается постоянному уточнению, изменению приоритетности поставленных задач. Так, с одними детьми на первый план выступает мотивация учебной деятельности, для других важнее начинать с обогащения словарного запаса, у третьих важно сформировать произвольную деятельность.
Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием родителей. Сопровождение родителей сводится не только к их участию при проведении внеклассных мероприятий, но и к оказанию помощи им в понимании своего ребенка, в создании для него щадящего режима.
До сведения родителей учителя доводят индивидуальный план развития ребенка, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми. Члены ПМПК проводят диагностику учащихся каждые полгода. Если в начале учебного года в диагностическую карту вносятся данные, полученные в ходе первичной диагностики, то вторичное обследование предполагает анализ не только затруднений, но и продвижений учащихся. Именно эти продвижения (успехи) считаются показателями динамики развития ребенка. При этом одним из основных параметров, определяющих эту динамику, является уровень сформированности основных психических функций, и прежде всего произвольной деятельности, речи, мышления, памяти. Эти показатели, с одной стороны, носят процессуальный характер, а с другой - свидетельствуют о результативности учебно-воспитательного процесса.
Еще один из важных показателей динамики развития ребенка - ощущение комфортности в учебном процессе. Дело в том, что у детей, длительное время не успевающих в обучении, формируется заниженная самооценка, что отрицательно влияет не только на результаты их школьной деятельности, но и на личные характерологические качества. Ребенок становится тревожным, боязливым, испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Когда речь идет о классах компенсирующего обучения и о детях с особыми трудностями, психологи и методисты дают специальные рекомендации для развития отдельных психических процессов и личности в целом. В этих случаях мы используем не только коррекционно-развивающие приемы, включенные в содержание урока, но разработали свои методические материалы к урокам комплексной коррекции. Эти уроки включают не только отдельные коррекционно-развивающие упражнения, но и задания на специальных дидактических раздаточных материалах.
Мы видим, что только кропотливая работа педагогов, специалистов, родителей помогает учащимся преодолевать затруднения в учебе и делает школьный труд радостным.

Лидия ЩИПУЛИНА, заместитель директора школы №109