Стандарт аттестации накладывает наибольшую ответственность на педагога. Знания, заложенные учителем, должны быть настолько глубоки и систематизированы, чтобы учащиеся в незнакомой обстановке, в здании чужой школы, под контролем независимых наблюдателей смогли показать объективный уровень своей подготовки.
Опыт последних лет показывает, что предъявляемый формат подготовки и ситуация самого экзаменационного испытания становятся стрессом для многих учащихся 9-х и 11-х классов.

Основные факторы возникновения трудностей у школьников при сдаче экзаменов
Эмоциональное напряжение и тревога, вызванные ожиданием экзамена, постоянными напоминаниями родителей и учителей, наконец, элементарной усталостью, приводят к разного рода негативным психологическим последствиям. К сожалению, психологической подготовке к сдаче экзаменов не уделяется должного внимания. Между тем количество случаев неудач и срывов, напрямую связанных с отсутствием навыков стрессоустойчивости, приводит к тому, что результаты, полученные на экзаменах, оказываются ниже реальных возможностей многих учащихся и являются причиной разочарования, потери уверенности в собственных силах, а также приводят к непредсказуемым последствиям и негативным проявлениям в поведении.
Страх оказаться неудачником и разочаровать взрослых, эмоциональное перенапряжение в связи с постоянным заучиванием, завышенный уровень притязаний подростка - это истоки, с которых начинаются проблемы. Учащаются случаи использования шпаргалок, попытки пронести в аудиторию мобильные устройства, случаи неповиновения и срыва процедуры тестирования. Все это внешние проявления стресса и отсутствия должной психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Следует обратить внимание на три основных фактора, способствующих возникновению трудностей у школьников при сдаче государственных аттестационных экзаменов: когнитивный, эмоционально-личностный и организационный.
Когнитивный фактор определяет познавательную готовность к сдаче экзаменов, которой обычно уделяется наибольшее внимание при подготовке детей. Организационный фактор проявляется в той ситуации, когда школьники не приучены к самостоятельному выполнению работы без использования разных видов шпаргалок. Если ребенок недостаточно обучен культуре выполнения любых видов работ и привык списывать, то в ситуации экзамена он получит колоссальный стресс и негативный результат. Эмоционально-личностный фактор вызывает трудности у школьников, которые боятся не оправдать родительских ожиданий, не суметь показать должных знаний, но более всего этот фактор сказывается на школьниках с повышенным уровнем личностной тревожности. Такому ребенку гораздо труднее справиться с ситуацией экзамена, в которой личностная тревожность накладывается на ситуативную, усугубляя положение.
При разборе конкретных случаев выявлено, что большая часть детей, знания которых оценивались высоко, не вызывала тревог у педагогов, а их срыв на экзамене становился неожиданностью. Для решения этой проблемы необходимо внести некоторые изменения в процесс подготовки к экзамену и большее внимание уделять его психологическим аспектам.

Рекомендации по психологической подготовке школьников к экзаменам
В большинстве случаев образовательные учреждения начинают проводить профилактические занятия с учащимися в апреле-мае, когда у ребят уже сформировались негативные и тревожные состояния. Наиболее популярной формой работы по преодолению предэкзаменационной тревожности является групповой тренинг, предполагающий 1-2 встречи с классом. Такой формат работы чаще всего недостаточно эффективен. А если начать подготовку и профилактическую работу заблаговременно, то можно эффективно преодолеть и избежать предэкзаменационный стресс, дать ребенку инструменты самопомощи и ресурсы для того, чтобы поддержать себя в трудной ситуации.
Специалисты Городского психолого-педагогического центра работают в разных школах Москвы, с разными коллективами, наблюдают и участвуют в реализации разных подходов к решению проблемы.
Наиболее результативным является алгоритм деятельности, когда процесс психологической подготовки проходит комплексно, поэтапно и начинается еще в 1-й четверти (1-м триместре) учебного года. Уже в октябре-ноябре целесообразно начинать проводить профилактические программы по формированию психологической готовности к итоговым аттестационным испытаниям. Реализация такой программы предусматривает два блока: информационный блок для работы со взрослыми (тематические родительские собрания, семинары для педагогов) и групповые занятия для учащихся.
На первом этапе по результатам тестирования необходимо выявить учащихся групп риска и разделить детей по видам выявленных проблем - подростков с высоким уровнем тревожности, с низкой мотивацией к обучению, с выраженным протестным поведением, попавших в трудную жизненную ситуацию. Занятия будут более эффективными, если их проводить отдельно с каждой группой детей.
Группы со средним уровнем тревоги (а это как раз признаки нормального самочувствия) могут ориентироваться на занятия продолжительностью 5-7 встреч. Ребята, проявившие признаки неадекватного реагирования на предстоящее испытание, подверженные паническим настроениям, страху не оправдать возложенных надежд, должны сопровождаться профессионалами как можно дольше. Встреча на тренинге должна стать частью их повседневной, рутинной школьной жизни, стать рядовым событием, что поможет им глубже усвоить предлагаемые психологом навыки и научиться применять их на практике.

Циклограмма психологического сопровождения подготовки к экзаменам, разработанная Городским психолого-педагогическом центром
Специалистами Городского психолого-педагогического центра был разработан примерный план циклограммы, рекомендованный для организации психологического сопровождения подготовки к экзаменам в образовательных организациях (см. таблицу).
Циклограмма отражает комплексный подход к организации психологической подготовки учащихся к сдаче экзаменов. По опыту работы мы видим, что затраченные на психологическое сопровождение силы приносят свои плоды: снижаются риски неуспешной сдачи экзаменов, меньше детей обращаются в конфликтную комиссию, и даже повышается рейтинг школы.
Городской психолого-педагогический центр рекомендует образовательным учреждениям заблаговременно проводить подготовку школьников к экзаменам и уделять должное внимание ее психологическому аспекту. Легких вам экзаменов и высоких результатов!

Анна ЭФЕНДИЕВА, старший методист территориального отделения «Коньково» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы