Прежде всего необходимо понимать, что лечение и обучение здесь не происходят отдельно, это параллельные процессы, и если говорить о том, что превалирует, безусловно, это лечение, потому что в зависимости от его хода, от особенностей процесса можно выстраивать некую модель обучения.
Полноценная образовательная среда становится частью сложного комплекса медицинской, психолого-социальной реабилитации ребенка. И от педагога здесь зависит очень много - необходимо идти на контакт с лечащими врачами, с психологами, с кураторами отделений - представителями школы в отделении, которые общаются с представителями детей, врачами, собирают необходимую информацию, доводят ее до учебной части. А в учебной части принимается решение: зачислить ли ребенка в школу, какие предметы ему необходимы и каковы объемы допустимой нагрузки, какие особенные потребности есть у данного ребенка. Мы стараемся не мешать врачам, а врачи часто проводят некоторые медицинские процедуры, не отрывая ребенка от занятия.
Нужно быть внимательным к состоянию ребенка, и поэтому сегодня очень большое внимание уделяется его индивидуальному сопровождению. Каждый наш педагог прошел профессиональную переподготовку по квалификации «тьютор». Родители тоже учатся у нас по этой программе, и в этом огромная заслуга наших партнеров. Данное обучение позволяет впоследствии строить индивидуальные образовательные маршруты, учитывая особенности каждого конкретного ребенка, то есть, по сути, позволяет найти ответы, профессиональные решения тех вопросов, которые были ранее озвучены.
Конечно, специфической является и организация проведения государственной аттестации - ЕГЭ и ОГЭ в условиях стационара, поскольку здесь возникает множество вопросов технического, даже этического характера. Специально было принято решение о видеосъемке в режиме off-line, поскольку часто дети пишут работы прямо в палатах, где параллельно могут проводиться какие-либо медицинские процедуры.
Если говорить о форме организации образовательного процесса, то здесь важно отметить, что наши учителя проводят уроки как в групповой форме, так и индивидуальные занятия и консультации, в том числе и для родителей учащихся. Онлайн-включения ребенка из больничной палаты, а также совместные занятия детей из больницы и других школ города «возвращают» ребят, находящихся на лечении в стационаре, в среду своих сверстников.
Постоянное включение в проектную, творческую деятельность помогает социальной, психологической адаптации не только детей, но их родителей.
Детская телерадиостудия, робототехника, 3D-моделирование - все это успешно реализуется благодаря качественной организации сетевого взаимодействия. У школы много друзей и партнеров, причем не только в Москве, но уже и в регионах России, поскольку лишь объединение усилий разных организаций для осуществления общей цели может способствовать созданию полноценной школы в стационаре медицинского учреждения.

Иван ГУСЕВ, учитель географии школы №109