В автомобильном Диснейленде
В Германию ребята добирались поездом до Бреста, а потом - на автобусе, через Польшу - в Германию. По дороге побывали в Варшаве, увидели Королевский дворец и рыночную площадь, полюбовались красотами Познани, посмотрели на Берлин и другие города по пути к Вольфсбургу.
Но на сам завод школьники попали не сразу. Занятия проходили в учебном центре «Автоштадт». Он потряс ребят своей многофункциональностью. Это целый город в городе - огромный комплекс, тематический парк (его называют автомобильным Диснейлендом), где есть и учебный комплекс, и музей автомобилей. А еще сюда приезжают, чтобы выбрать машину. Дети есть дети, даже если они такие «взрослые». Поэтому все они с восторгом говорили об «очень крутой» трехэтажной детской площадке в Автоштадте, где можно покататься на «таких машинках, которые не всякий взрослый освоит».
Восьмиклассник Егор Пахневич рассказал, что первый мастер-класс, который там проходил, назывался «Тяжелый металл»:
- В первый раз в жизни мы познакомились с металлом настолько близко, насколько это возможно. Мы стучали по нему молотками, гнули его в разные стороны и даже вырезали вручную. Но все началось с теории... Нам рассказывали, как правильно работать с алюминием, какими инструментами и в каком порядке.
А потом ребята сами делали подсвечник: долбили вмятину в листе алюминия, вырезали рисунок (по своему выбору), соединяли детали воедино. Взрослые признались, что страшно боялись за детей: ведь сейчас в России уроки технологии не те, что раньше, и ученики редко что-то самостоятельно делают руками. В этом их отличие от немецких школьников, у которых профориентация начинается с 5-го класса: их возят на разные предприятия, дают все попробовать своими руками (чтобы дети сами для себя определили, нужно им это или нет, интересно ли).
А Саше Артемовой больше всего понравился семинар по дизайну машины:
- Каркас из пенопласта мы погружали в расплавленный в специальных печках пластилин и приступали к дизайну наших моделей.
Ребятам рассказывали об истории автомобильного дизайна, анализировали различные модели машин. А наши школьники предлагали свои варианты дизайна автомобиля, разумеется, учитывая правила и требования к пропорциям. Свою модель им разрешили забрать домой.
Михаил Скок признался, что «испытал восторг», когда после двухчасовой работы с профессионалами (это тоже было одно из занятий в Автоштадте «Фольксвагена») своими руками создал настоящий кораблик из меди, «но не просто макет, а модель, способную плавать, двигаться». Для этого понадобились лист меди, трафареты, проволока, линейка, железная пружина и инструмент, чтобы выдавливать линии на меди. И, конечно же, объяснения немецких специалистов. Он сказал, что самым сложным этапом была сварка (нужно было все время следить за температурой меди и аккуратно плавить проволоку, не забывая о том, чтобы отверстий в местах сплава не было).

Людей нет, только роботы
Сам завод потряс московских школьников тем, что людей там практически нет: всё делают роботы. То есть люди, конечно, присутствуют, но они просто следят, чтобы ничего не выходило из строя, чтобы не было сбоев. Миша резюмировал впечатления от посещения «Фольксвагена»:
- Много роботов, все чисто, аккуратно. Интересно, что на заводе не разрешают ничего фотографировать - считают, что нельзя выдавать секреты производства.
Старшеклассники на вопрос, что их больше всего поразило в этой поездке, ответили: люди там другие, другой менталитет; политика другая, толерантность. Ну и, конечно, чистота, аккуратность. А еще удивило то, что работать на «Фольксваген» берут выпускников специальной академии, которая находится в Вольфсбурге («ты там учишься два дня, а остальное время - практика на заводе»).
Как выяснилось, в поездку отправились не только ученики инженерного класса школы №2025. Кто-то из ребят был из социально-экономического класса, кто-то - из биолого-химического, кто-то - из физико-математического... Андрей Григорьев сказал:
- У нас были занятия разных направлений. Это и умение представлять автомобиль (презентовать на английском), изучение дизайна автомобиля, моторов. И благодаря этим разнообразным занятиям понимаешь, что тебе нужно. Вот мне, допустим, жутко не понравилось делать машинку из пластилина. Мне больше понравилось двигатель разбирать.
А Саше Артемовой, наоборот, дизайн ближе - она мечтает стать архитектором.

Как поездка на «Фольксваген» изменила планы на будущее
Интересно понять, повлияла ли эта поездка на выбор будущей профессии. На вопрос о том, хотели бы ребята работать на таком предприятии, Егор ответил:
- Я бы хотел.
И друг Миша с ним согласился. При этом Егор хочет стать дизайнером, а Миша планирует связать свою жизнь с экономикой, может быть, с автомобилестроением. Продавать машины, возможно. А Камиль добавил:
- А у меня, наоборот, возникло сомнение в будущей профессии. Когда я сюда ехал, думал об одном: хотел заниматься информатикой и идти на техническую специальность. Потом вдруг подумал: а вот не хочу я сдавать информатику. И тут мы поехали в Германию. Но когда я там побывал, понял, что хочу и техническую, и экономическую профессии одновременно. Чтобы и головой работать, и руками. Но я таких профессий не знаю. Единственный вариант, который пришел в голову, - предпринимательство.
А еще эта поездка была очень полезна для языковой практики: почти все занятия проходили на английском языке. Иван:
- В принципе все было легко, - мы не понимали только некоторые профессиональные термины, например, пенопласт - foam plastic, катушка проволоки - wire coil.
В итоге многие поняли, что знаний одного иностранного языка для современного человека недостаточно, и решили учить еще и немецкий.

Многие, вернувшись в Москву, решили стать инженерами
- Наша школа очень много путешествовала, - поделилась учитель математики, куратор классов повышенного уровня Наталья Голубева. - Например, мы возили наших учеников во Францию - по местам Ван Гога. Начали с Марселя, потом - Прованс и дальше. Искали партнеров, благодаря которым были организованы встречи с французскими художниками. А еще - побывали на юге Италии, поднимались (опускались) с детьми на Везувий, участвовали в мини-раскопках, создавали инсталляцию... Сейчас заинтересовались возможностью повезти ребят в Германию, на завод «Фольксваген». Это произошло в рамках российско-германской образовательной программы «Профессиональная ориентация молодежи: Новые грани - новые подходы». Нам показалось (и так и случилось), что поездка должна быть интересной и очень содержательной. Что она может увлечь ребят профессией инженера.
На сам завод «Фольксваген» так просто не попадешь: к нему нужно плыть. Вокруг него протекает Средиземный канал. Основные занятия проходили на Автоштадте - это не только автомобильный Диснейленд, но еще и учебный центр концерна «Фольксваген». Туда приезжают японцы, китайцы; там проходит обучение детей. Семинары длились по 4 часа. Мы очень боялись, чтобы никто из детей ничего не повредил. Многие, вернувшись в Москву, решили стать инженерами и уже выбрали вуз. Поняли они и то, что языки нужны, ведь если ты хороший специалист, то можешь использовать свои знания в любой точке мира.
Когда мы попали на завод «Фольксваген», то увидели, что людей там нет, а есть три с половиной тысячи роботов: над тобой «летают» машины, роботы работают, как в танце, над какой-то деталью. Людей не видно: иногда они проезжают на велосипедах, отслеживают датчики, проверяют компьютеры. Их задача - не допустить сбоя, иначе будут большие потери. Ребята оценили немецкую щепетильность, педантичность, аккуратность. И это тоже очень полезный опыт. Теперь мы планируем отправиться на завод «Фольксваген» в Калугу, чтобы дети смогли посмотреть, как работает это производство в России.
Здорово, что у современных школьников есть такая возможность!