В ноябре состоялось еще одно знаменательное событие - 1-я Московская международная конференция по противодействию антисемитизму «Защитим будущее», в работе которой приняли участие  политики, общественные и религиозные деятели, ученые, педагоги из Армении, Беларуси, Великобритании, Германии, Израиля, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Франции, США, Украины и Японии. 
В выступлениях и полемике неоднократно звучало слово толерантность. Не все однозначно относятся к европейской модели толерантности, которая сейчас, по мнению многих выступающих, переживает кризис и требует обновления. Принятие любого, терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям порой граничит с безразличием. 
В декларации конференции подчеркивается, что одной из форм противодействия антисемитизму, как и любой из форм национализма, является просвещение. Подрастающее поколение должно знать о роли и вкладе каждого народа в историю своей страны и мировой цивилизации, о достижениях разных народов. Борьба с ксенофобией и дискриминацией должна стать приоритетным направлением работы всех образовательных учреждений.
Как сформировать общие духовные ценности и содействовать развитию межнационального и межрелигиозного согласия? На этот вопрос дал ответ в своем выступлении академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования Александр Григорьевич Асмолов. По его мнению, очень важно уметь поставить себя на место другого, узнавать себя в чужих, узнавать свои фобии в других. Конечно, подрастающее поколение должно знать о фактах геноцида, ксенофобии. Но кроме знаний надо дать возможность пережить катарсис,  используя для этого не только вербальную коммуникацию, но и произведения искусства.
Александр Григорьевич предложил обсудить со школьниками и их родителями фильм «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова. В центре сюжета история о юноше, ставшем религиозным фанатиком и постепенно затянувшем в мракобесие свое окружение и всю школу, что привело к катастрофе.
В фильме Александра Рогожкина «Кукушка» показаны события 1944 года, когда солдат враждующих армий приютила у себя на хуторе саамка Анни, для которой они были не враги, а просто мужчины.
Александр Григорьевич Асмолов назвал толерантность «гигиеной души» и призвал не учить толерантности (этому научить невозможно), а вести с ребенком диалог, разговаривать с ним и задавать вопросы.
С целью формирования у подрастающего поколения толерантного сознания и патриотизма, воспитания стремления противостоять насилию и жестокости в поликультурном обществе в календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2016-2017 учебный год, включен  Международный день толерантности. Он отмечается во всем мире 16 ноября. В этот день принято вспоминать о принятии в 1995 году Декларации принципов толерантности государствами - членами ЮНЕСКО, которая провозгласила уважение человеческого достоинства всех людей, уважение различий, понимание индивидуальной неповторимости. 
В рамках недели толерантности с 9 по 16 ноября каждый год проходят мероприятия, посвященные событиям Хрустальной ночи - антисемитской акции, санкционированной государством. Справедливо было замечено, что Хрустальная ночь довела степень насилия в преследовании евреев до точки убийства и этим вымостила дорогу в Освенцим. В дальнейшем жертвами насилия станут не только евреи, но и другие «неполноценные расы», социальные группы. «Евреи были первой жертвой, но никогда не были последней», - сказал переживший холокост знаменитый охотник за нацистскими преступниками Симон Визенталь.
На конференции «Защитим будущее» было сказано, что в России согласно выводам ведущих международных экспертов зафиксировано снижение уровня антисемитского насилия и вандализма. Однако в ряде стран набирают популярность отрицание холокоста и прославление пронацистских коллаборационистов.
Нас ожидает будущее без геноцида и ксенофобии, если все народы осознают: «МЫ и ОНИ = МЫ». Так звучит название фестиваля, автор идеи которого Лев Додин считает, «что нет других, есть мы и есть лишь один достойный человека принцип существования: misereor - ergo sum (сострадаю - значит существую)».

Светлана ТИХАНКИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания средней школы №20 Вологды