Разве газета и журнал существуют только для того, чтобы сообщать новости? Их можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания. Для ребят активных, любознательных, творческих школьный журнал - это своеобразный катализатор и генератор идей, это возможность самореализации. Сейчас, когда школьное обучение стало практически ориентированным, детские СМИ, как никогда, актуальны, потому что помогают детям в овладении коммуникативными навыками, навыками сотрудничества, служат средством социальной адаптации подростков. А содержание журнала - это жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная летопись школы и попытка вписать свое «я» в культуру и историю нашей Родины, почувствовать себя сопричастным к происходящему в школе, районе, городе, стране...
Вот почему осенью 2014 года в нашей школе в рамках виртуального музея «Гостиная А.С.Пушкина» был запущен проект «Литературный журнал «Слово», приуроченный к Году литературы в РФ. Проект преследовал следующие цели:
- создание информационного пространства школьного музея;
- рефлексия музейных мероприятий;
- погружение в профессию тех учащихся, кто намерен вступить на поприще журналиста;
- приобщение к искусству пушкинского слова, создание условий для творческого самовыражения.
Осуществляет выпуск журнала «Слово» редакционный совет, в составе которого учащиеся 5-11-х классов и учителя школы. Руководит работой редакционного совета автор этой статьи. Выпускающим редактором в этом учебном году является ученица 10-го «А» класса Софья Приферт, дизайнером - ученик 8-го «А» класса Виктор Папазов.
Название журнала, знак-символ и слоган «Время проходит, но сказанное слово остается...» (Л.Н.Толстой) придумали сами юные журналисты. Сегодня у газеты пять постоянных рубрик: «Передовица», «Театральная страница», «Вести из музея», «Поэтическая страница» и «Фоторяд». Журнал был зарегистрирован на портале «Школьная пресса» и получил штрих-код. Периодичность издания - пять номеров в год. Тираж - 30 экземпляров.
Каждый номер журнала посвящается определенной теме. Так, предметом рассуждений в первом номере стали личность А.С.Пушкина и его творческое наследие; второй номер был посвящен творчеству В.А.Жуковского, третий - творчеству Н.В.Гоголя и юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Темой пятого номера стало празднование Года литературы в РФ, в котором юные журналисты рассказали о роли книги в формировании личности, о жизни и творчестве тех русских писателей, чьи юбилейные даты наша страна отмечала в 2015 году ...Последний номер журнала в учебном году отдается на откуп выпускному классу. Сегодня верстается десятый номер, в котором предметом размышлений стало «важнейшее из искусств» - кино, а именно история русского кинематографа, его знаковые фигуры, любимые народом актеры и фильмы, новинки кино...
На очередной встрече членов Ассоциации учителей русского языка и литературы школ Ново-Переделкино, Внуково и Солнцево было принято решение изменить статус журнала, сделав его не только печатным органом музея «Гостиная А.С.Пушкина», но и печатным органом ассоциации. В журнале публикуются творческие работы учителей и учащихся школ вышеназванных районов, методические разработки уроков и мероприятий, эссе различной тематики. Материалы выпусков журнала публикуются также на сайте школы и на сайте ассоциации.
Работа в журнале способствует становлению опыта саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности. Пропущенный через сердце, преломленный через личность материал формирует мироощущение, гражданскую позицию и нравственные ценности авторов публикаций. Примером тому могут служить слова Тибоева Ильи, в прошлом выпускающего редактора журнала, ныне студента журфака, который в статье, посвященной лицейским друзьям А.С.Пушкина, написал следующее: «Дружба! Это одна из непреложных ценностей в жизни человека. В нашем «яростном мире» иногда одна она спасает от одиночества и становится источником радости и вдохновения. Это она не позволяет допустить роковой ошибки, не отчаяться. Это она помогает сохранить лицо и не разменять свою душу... Так было у Пушкина. Пусть так же будет у меня и у тебя, мой дорогой читатель-друг».
А в статье, посвященной Сергею Есенину, ученица 9-го «В» класса Вероника Лисовская, размышляя над феноменом поэта, призналась: «Когда-то Сергей Александрович Есенин сказал: «Имеет право писать стихи только тот, кому больно». Я отчетливо это осознаю, когда читаю такие есенинские строки:
В этом мире
я только прохожий,
Ты махни мне
веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий,
тихий такой...
Есенинская грусть и непреходящая боль на всем в нашей жизни, даже на том, что кажется светлым и радостным. Воистину загадочна русская душа...»
Когда читаешь в работах детей такие откровения, понимаешь, что дело, которым они занимаются, не только дает им пищу для ума, помогает осознавать себя гражданином нашей великой страны, но и развивает чувства, делает их яркими и глубокими. Вряд ли кто-то будет оспаривать важность богатой эмоциональной сферы для человеческой жизни!

Людмила АПАЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1467, главный редактор
журнала «Слово»