Создание ситуации успеха, которая позволяла бы раскрыть талант даже самого что ни на есть среднего ученика, - это один из важнейших воспитательных приемов в педагогике. Ведь в любом творческом конкурсе в приоритете именно мастерство, талант, а не отметки в дневнике. Однако успех в творческом деле непременно положительным образом скажется и на повышении общей успешности ученика, в его учебной деятельности. По моим наблюдениям, вследствие заучивания большого количества произведений у учащихся улучшается память, внимание к деталям художественного текста положительно влияет на наблюдательность и внимательность, увеличивает словарный запас ученика, развивает его воображение, дикцию, речь. При этом кропотливый и усердный труд на репетициях повышает общую работоспособность ученика, развивает выдержку и усидчивость. Нельзя забывать и об огромном потенциале развития личностных качеств в процессе работы с художественными текстами.
Разумеется, конкурс чтецов сможет выиграть и не самый успешный (судя по отметкам в дневнике) ученик, но это вовсе не говорит о том, что не нужно прилагать никаких усилий, для того чтобы одержать победу. Как раз наоборот! Художественный текст нужно научиться и читать мастерски. А для того чтобы мастерски прочитать художественное произведение, нужно учесть массу нюансов и очень постараться.
Хочу обратить внимание именно на те детали, которые необходимо учитывать ученикам и учителям, готовящимся к конкурсам художественного слова. Приведу лишь некоторые рекомендации, на которые стоит обязательно обращать внимание при подготовке.
Все рекомендации являются именно рекомендациями, а не правилами. Рекомендацией под номером один, разумеется, будет совет тщательно изучить критерии конкретного конкурса, к которому предстоит подготовка (что читается: поэзия или проза, можно ли привлекать музыкальное сопровождение или нет, допускается ли использование технических средств, сколько времени отводится на чтение). Свой опыт представлю в виде пошаговых советов, которые как задачи, ставящиеся к любой деятельности, нужно решать в определенной последовательности:
Выбор материала. Первое, с чем приходится сталкиваться при подготовке к конкурсу чтецов, - что читать? Запомните: текст типа описания читать со сцены очень трудно. Поэтому если в условиях определенного конкурса нет особых требований к типовой принадлежности текстов, то остановите свой выбор на тексте типа повествование или рассуждение. Выбирайте сюжетное произведение, наполненное диалогами, риторическими обращениями, восклицаниями. Это позволит продемонстрировать элементы актерской игры, мимику, эмоции. Если рассматривается или по условиям конкурса предполагается проза, то можно обратить внимание на фрагменты, содержащие внутренний монолог героя. При выборе эпизода обращайте внимание на его роль в композиции произведения. Обычно наиболее драматичная часть - это кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии художественного действия). Старайтесь выбрать не очень известное произведение или отрывок (комментировать эту рекомендацию, думаю, излишне). Особое внимание уделите объему произведения. Текст должен быть не слишком большой и не слишком маленький. Желательно, чтобы чтение произведения занимало не меньше трех, но и не более пяти минут. Меньше трех - рискуете не запомниться и не раскрыть идею произведения, более пяти - утомить слушателей.
Анализ произведения. После того как произведение выбрано, уделите особое внимание его анализу. Чтец должен понимать, о чем произведение, понимать каждое слово, знать историко-культурный подтекст, время создания, кому посвящено. Каждая подобная «мелочь» может оказаться очень значимой. Ведь история создания художественного произведения может подсказать множество важных деталей: выбор костюма, в котором предстоит выступать читающему, атрибутов, которые можно использовать при чтении, орфоэпической нормы при произношении отдельных слов (например, ябло[ш]ный или привидел[ъс] согласно старой московской норме вместо современных ябло[ч’н]ый и привидел[ъс’]). Соблюдению норм произношения современных слов на этом этапе следует уделить также пристальное внимание. Здесь помощниками могут стать различные орфоэпические словари, например, прекрасный Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой или академический Орфоэпический словарь Р.И.Аванесова. Грамотные слушатели, какими с большой вероятностью являются члены жюри и гости конкурсного мероприятия - актеры, журналисты, непременно услышат ошибочное произношение, а это может испортить общее впечатление от вашего выступления, как черное пятно на белой рубашке может сформировать мнение о вашей неаккуратности.
Погружение в художественный образ. Анализ произведения должен помочь погрузиться в художественные образы, созданные писателем в произведении. Очень важно, чтобы читающий ощутил чувства, эмоции героев. На этом этапе продумываются жесты, мимика. Обращайте внимание на слова-помощники: глаголы (удивилась, прошептал, закричал, улыбнулась), слова, передающие признаки действия, - наречия (громко, тихо, быстро, торопливо, медленно, недовольно, стремглав) и все те слова, которые помогают читателю подобрать правильный темп. Отработайте каждое мимическое движение, доведите его до автоматизма. При этом внимательно следите за тем, чтобы чувства были естественными. Продумайте, как выразить мимикой и жестами удивление, гнев, радость и прочие чувства. Работайте с зеркалом. Читающий должен целиком и полностью вжиться в художественный образ, не допускать проявлений собственных эмоций, ложных жестов.
Как заучивать стихотворение? Следующим этапом является заучивание произведения. Однако здесь важно сосредоточиться именно не на заучивании, а лишь на выразительном прочтении текста, отработке правильности речи, интонации, мимики, жестов. Перед чтецом должна стоять цель не выучить наизусть, а научиться как можно выразительнее, не допуская малейшей фальши, читать художественный текст. Переходить к заучиванию нужно только после того, как отработаны интонация, мимика, жестикуляция, речь. Запомните: очень важно сразу правильно заучить произведение. Именно нарушение этого требования самая распространенная ошибка многих готовящихся к конкурсам художественного слова. Помните о том, что переучиться или переучить будет гораздо сложнее. Кроме этого, после полноценной и кропотливой работы над текстом, отработки выразительности, жестов, мимики, интонации читающий часто осознает, что он уже почти выучил текст. Полное запоминание произойдет во время репетиций. Этот факт подмечен мною на практике.
Внешний вид и реквизиты. Образ чтеца должен соответствовать содержанию произведения, однако не стоит перегибать палку. Иногда более выигрышно смотрится классический «белый верх - черный низ», чем профессиональный актерский костюм. Классика как минимум позволит слушателям сосредоточиться на самом чтеце, а костюм рискует отвлечь внимание слушателей от вашего выступления. Эффект «раздвоения», когда костюм существует сам по себе, а чтец сам по себе, даже на крупных конкурсах возникает часто. Поэтому при выборе одежды и реквизитов советую остановиться на чем-то среднем: классический внешний вид можно совместить с элементами-атрибутами, помогающими раскрыть художественный образ. В руках у чтеца может быть какой-то предмет, о котором говорится в тексте, на плечи может быть накинута шаль, которая в определенный момент (вспоминаются слова А.П.Чехова о ружье, висящем на стене) должна быть снята, смята. На практике я не раз применял подобные уловки. Например, читая рассказ В.Осеевой «Бабка» на конкурсе чтецов, моя ученица держала в руках клубок черных ниток. Смотрелся он на первый взгляд странно, однако внимательный зритель уловил метафоричность и многозначность этого предмета-символа: клубок олицетворял собой и нить жизни, которая может в любой момент оборваться, и неразрывную связь поколений - внука и бабки, о которых шла речь в произведении. В определенный момент текста («Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу - клубок ниток») ученица должна была выронить клубок из рук, оставив конец нити в зажатой ладони. Этот трюк был заранее продуман. Задуманный эффект состоялся.
Видеоряд и звуковое сопровождение. Для аудио- и видеорядов правило одно: они должны дополнять общую картину, не перетягивать внимание на себя, не мешать восприятию текста и художественного образа. С видеорядом нужно быть наиболее осторожным. Лучше, если он будет представлять собой фоновые изображения-декорации. Звуковой ряд не обязательно должен быть музыкальным. Это может быть нарезка отдельных звуков (скрип двери, шум дождя, ветра, города). Несколько мелодий, подобранных под определенные фрагменты читаемого текста, также можно успешно соединить вместе.
Естественность. После многочисленных репетиций и выступлений читающий, сам того не замечая, рискует лишить речь, жесты, мимику естественности. Такое чтение будет выглядеть отрепетированным, техничным, а потому лживым. Под отрепетированной мимикой радости обязательно проглянут собственные эмоции чтеца, например, усталость, отчужденность и другие. Это сразу бросается в глаза, поэтому при любом количестве прочтений текста чтецу важно быть полностью погруженным в художественный образ, не прятаться под маской автоматических движений, жестов, мимики, интонации. Все должно выглядеть естественным даже при очень частом прочтении произведения.
Вот, в общем-то, и все. Напоследок хочу пожелать удачи всем чтецам и их руководителям. Вспомните слова К.Станиславского о том, что вам должны поверить, поэтому будьте внимательны к слову; если в ходе подготовки в вас закрадывается хоть малейшее сомнение в естественности прочтения той или иной строчки, то, безусловно, есть смысл в более детальной отработке того или иного фрагмента. Успехов!

Виталий ДРАГУНКИН, учитель русского языка и литературы школы №1002