Надежда Андреевна - человек-легенда, поскольку она сама - это история профессии гримера в театральной Москве и история старейшего и единственного в России колледжа, где готовят профессиональных гримеров.
Надежда Андреевна сама является выпускницей тогда еще театрально-художественного технического училища 1967 года. С особым благоговением она вспоминает счастливый 1963 год - год своего поступления в училище. Это было время, когда училище находилось в стареньком здании на улице Куйбышева рядом с Красной площадью, и после занятий восторженными девчонками они бегали в ГУМ за знаменитыми пирожками и мороженым, гуляли по переулкам и с огромной надеждой грезили о будущей работе в театре. 1963 год стал рубежным для истории училища, поскольку его многолетний директор Иосиф Эммануилович Брагилевский, которого знала и почитала вся театральная Москва, добился, чтобы училищу построили новое здание в районе метро «Аэропорт», который в то время активно заселялся творческой интеллигенцией - художниками, писателями, артистами. Это здание, в которое училище переехало в 1964 году, тогда казалось чудом, оно имело современный облик, новые классы, которые с любовью и заботой отмывали и обустраивали студенты и преподаватели. И здесь не просто учились профессии.
- Усилиями всех педагогов была создана совершенно потрясающая атмосфера, которая всех нас воспитала. Вся жизнь выстроена под знаком этой атмосферы, особого знака качества - ТХТУ, который знала вся Москва, - не устает повторять Рахманина.
Глядя, с каким легким достоинством входит в учебную аудиторию Надежда Андреевна, никогда не возникает мысли о ее возрасте, потому что она эталон мастерства - педагог, профессионал-гример и женщина. Наверное, такова миссия настоящего мастера, который учит профессии, - чтобы озарять любовью к делу. И все истинные мастера любимы своими учениками. Надежда Андреевна всеми обожаема...
Надежда Андреевна - профессионал высшей квалификации. Художественный сплав профессионального образования, культуры, художественного стиля и жизненного опыта дает свои плоды. За ее плечами не только училище, но и театроведческий факультет ГИТИСа, многогранный опыт работы в театре и в кино. На лекциях у нее очень интересно - она умна и эрудированна, каждой темой умеет погрузить студентов в мир исторической эпохи, его культуры, направлений и стилей. На практических занятиях Надежда Андреевна технологически точна, методически виртуозна, педагогически строга.
Так, как любит свою профессию и колледж Надежда Андреевна, наверное, не любит никто. Потому что она удивительная личность, которая всем преподает важный урок о том, как «войти в театр» (читай - профессию) и как из него «выйти», чтобы профессия и ремесло стали образом жизни, культурой твоего бытия. Со всей страстной эмоциональностью она неустанно говорит о том, как надо учить гримера:
- Мы воспитываем художников, но на основе очень серьезных ремесленных навыков. Это обучение на конце иголки, на конце кисточки. Стоишь за спиной каждого студента, чтобы показать, как это делается. Ведь сначала студенты учатся копировать, анализируют манеру и пытаются повторить, проникнуться уважением к тому, что уже сделано, а потом на основании всего изученного ищут свои пути и манеру. А в нашем ремесле это очень важно!
Размышления Рахманиной о профессиональной подготовке гримеров актуальны и современны, но построены на признании старой театральной гримировальной школы и собственной школы обучения гриму и постижу. Она всегда говорит о базовых, несущих конструкциях профессии, которые закладываются в колледже.
- Здесь получаются замечательные специалисты, получаются люди театра! Нас воспитывали, зная, для какой сферы готовятся специалисты. Я изо всех сил пытаюсь сохранить это основополагающее качество. Мы должны знать и любить мир, в котором будут работать наши студенты. Мое убеждение: чтобы сохранить знак качества ТХТУ, в нашем колледже должны преподавать наши выпускники, которые должны возвращаться с новым багажом опыта работы в театре, кино и на телевидении, получив высшее образование, и - самое главное - с абсолютным пониманием и признанием того, для какой сферы мы готовим студентов! Иначе быть не может. Пока нам это удается. Все наше отделение полностью сформировано из таких людей - наших самых лучших выпускников. Система преемственности в нашем деле как в никаком другом важна. При всех кажущихся новых формах, поиске новых реалий и отношений театр все-таки тяготеет к спиралеобразной форме существования, и эта преемственность заложена в самой структуре театра. Мне кажется очень важным в нашем обучении не только учить новому, но обязательно дать возможность прочувствовать старые традиционные методы и формы профессии, ремесла.
Легендарность Надежды Андреевны заключается в том, что она сама - воплощение охранной грамоты российской и московской гримировальной школы. Она очень гордится не только причастностью к этой школе, но и прежде всего тем, что, сохраняя ее, учит не только студентов, но и своим ежедневным педагогическим подвижничеством дает пример всей кафедре художественно-гримерного отделения.
- Наша гримировальная школа совершенно потрясающая и невероятная. Только мы учим в комплексе. На Западе главенствует фордовский способ обучения одной операции, выполнения одной функции, которая доводится до совершенства. Наш подход иной - комплексный; комплексное обучение приводит зарубежных мастеров в изумление. Полный восторг, что мы можем все: и гримировать, и причесать, и сшить усы и бороды, и стремимся, чтобы образ создавался целиком из твоих рук. В этом заключена уникальность нашей гримировальной школы - в многогранности и многопрофильности профессиональной подготовки гримера.
Надежда Андреевна - эксперт-корифей гримерного профессионального сообщества. С ее легкой гримировальной руки в московских театрах профессионально работают десятки ее учеников - гримеров-постижеров, и нет в театральной Москве места, где ее бы не знали. Особый знак хорошей репутации - быть учеником Рахманиной. Их в театре видно издалека - они воспитаны в духе высокого отношения к профессии гримера. Они вдохновенно создают художественные образы в гриме на пуантах любви к искусству.