Любому спорту свойствен соревновательный элемент. Но в туризме никогда не бывает проигравших, он сам по себе уже источник радости. Цель туристского воспитания - формирование у личности рефлексивности, творчества, нравственности...
Не на последнем месте воспитание экологически грамотного поведения, расширение кругозора участников туристских походов, создание условий для самореализации и возможность познать историю родного края.
Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях коллектива.
Много лет я работаю над проблемой «Формирование жизненных навыков в воспитании личности». Свои жизненные навыки ребята прекрасно развивают в походных условиях, необходимых для выработки значимых личностных качеств.
Следует признать, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания. Туристский поход позволяет поставить каждого его участника в уникальные в плане воспитания условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность.
В условиях туристского похода деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена с деятельностью и поступками других членов группы и группы в целом. Так, Слава Кручин смог впервые приготовить гречневую кашу, а Маша Гвоздева организовать очаг и разжечь костер. Здесь естественным путем возникает очень важная обстановка - обстановка своего рода ответственной взаимозависимости.
Туристские походы, экскурсии, где социальные контакты детей очень тесны, позволяют ввести воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущим, а перед конкретной группой ребят, с которыми делишь все тяготы походной жизни.
Воспитание ответственности в небольших делах способствует формированию ответственности, а в целом - гражданственности. Мир открывается юному туристу во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность. Отправившись в поход, дети фактически вступают во временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Такого не бывает в школе на уроке. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать - добросовестно, ответственно и дружно.

Нина АМЕЛИНА, учитель географии школы №1015