Думаю, что именно благодаря этому в школе сложилась и существует очень благоприятная дружественная атмосфера взаимоотношений между детьми разных национальностей, отсутствует даже намек на противопоставление детей друг другу по национальному признаку. Этому всячески способствует и администрация школы во главе с директором Тамарой Ибрагимовной Чужмаровой. В школе делается все, для того чтобы музей традиционной русской культуры оставался одним из значимых и всегда востребованных культурно-воспитательных центров школьной жизни.
На курсах по изучению проблем музейной педагогики в МИОО когда-то я получил достаточное представление о том, что такое музейная постановка и как ее можно осуществить в рамках школьного музея. И я реализовал свой замысел - поставил три пьесы, написанные мною специально для школьного этноисторического музея, которым я же и руковожу.
Театрализованное действо накладывается ярким пятном на детское сознание, и нередко в будущем, вспоминая посещение музея, ребенок воспроизводит сначала в своем сознании яркие костюмы и игру актеров, а вслед за этим и кое-что из увиденного в музейной экспозиции.
Наиболее сложным театрализованным действом, осуществляемым в рамках музея, можно считать постановку в виде небольшой пьесы, которая разыгрывается в интерьере музея. Постановка эта может быть связана с каким-либо конкретным событием, а может просто рассказывать о быте соответствующей эпохи, поведении людей, принадлежавших к различным социальным слоям в определенное историческое время. Демонстрация обыденной стороны жизни людей, живших в прошлые века, их одежда, их речь, окружавшие их предметы (утварь, орудия труда) затрагивают воображение ребенка, углубляют восприятие прошлого, помогают рассмотреть ту бытовую подоплеку, на фоне которой происходили значительные исторические события. Таким образом, представление школьника об истории идет вглубь, из плоскостного становится трехмерным, объемным.
Музей школы №1015 позволяет использовать многие формы музейной педагогики, если не все. А объясняется это тем, что музей включает в себя четыре значительных по площади выставочных зала, каждый из которых имеет свое особое предназначение. Притом что все они подчинены единой концепции, суть которой - добиться максимальной эффективности, заинтересовать посетителей открытостью экспозиций, заставить работать возможно большее число экспонатов. Иными словами, позволить каждому посетителю не только осматривать экспозиции, но и прикоснуться к подлинным предметам старинного быта, ощутить тепло рук нескольких поколений людей, пользовавшихся некогда этими изделиями в реальной жизни.
Первый зал, объединяющий несколько экспозиций, связанных с традиционными народными промыслами и женским домашним рукоделием, выполняет одновременно функцию удобного лекционного зала. Это естественным образом расширяет методические возможности тех педагогов, которые используют музей в учебно-воспитательном процессе. Каждый из трех последующих анфиладно расположенных залов представляет собой интерьер-экспозицию. Названия этих залов музея говорят сами за себя: «Горница», «Музыкальная гостиная начала ХХ века», «Московская квартира начала ХХ века». Каждый из этих залов позволяет использовать помимо условно простых форм музейной педагогики такую ее сложную форму, как музейная постановка. Не воспользоваться этой возможностью при наличии всех прочих условий было бы непростительно. В связи с этим мною были написаны три постановки, которые разыгрываются детьми в «Горнице» и «Московской квартире начала ХХ века». По существу, это одноактные, очень короткие (12-15 минут) пьесы, действие которых относится к соответствующей эпохе. Роли в этих пьесках исполняют учащиеся 6-8-х классов. Ежегодно составы участников представлений меняются (постановки идут в течение последних восьми лет). Зрители - ученики младшей школы. Смотреть постановку приходит один класс, большее число зрителей разместить просто невозможно, да и не нужно.
Дети младшей школы, которые приходят на просмотр в музей, в полной мере подготовлены к встрече и с говором русского села конца XIX века, и с теми музейными предметами, которые в то время использовались в крестьянском быту по прямому назначению. Почему? Потому что предварительно с детьми проводится серьезная и  интересная подготовительная работа. Учитель получает сценарий постановки и разъясняет детям  смысл названий предметов крестьянского обихода. После такого знакомства класс идет в музей на экскурсию. А накануне постановки в лекционном зале музея я провожу интерактивное занятие, где в ходе живого общения даю возможность каждому взять в руки все предметы, которые «участвуют» в представлении, и обсудить их с точки зрения современного человека, сравнить с тем, чем люди пользуются сегодня.
Для того чтобы усилить впечатление о постановке, чтобы все, что  было увидено и услышано, надолго сохранилось в памяти маленьких школьников, представление завершается угощением ломтиками свежего умасленного и подсоленного ржаного хлеба. Поднос (жостовский) с этим лакомством хозяйка в последний момент достает из печи. Малыши поглощают эти ломтики весело и с большим аппетитом. Теперь-то они знают истинную цену хлебу.
Актеры, безусловно, должны хорошо владеть языком эпохи, которую они представляют, и, естественно, знать предназначение крестьянских орудий труда и различной крестьянской утвари.
Будучи участниками реконструкции небольшого бытового фрагмента давно ушедшей эпохи, дети со значительно большим интересом рассматривают эту эпоху через призму главных исторических событий, изложенных в школьном учебнике. Приходит осознание того, на каком этнокультурном фоне развивались многие события.

Дмитрий НЕМЕЛЬШТЕЙН, учитель истории и обществознания, руководитель музея традиционной русской культуры школы №1015