​Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий. А без этого он засушенный цветок.
Василий Сухомлинский
                                    
Особое внимание уделяем приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующему их музыкальному и общекультурному развитию.
За основу планирования работы по музыкальному развитию мы взяли комплексно-тематический принцип. Константин Дмитриевич Ушинский утверждал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет». У нас родились проекты «Детский альбом» (по произведениям П.И.Чайковского), «Картинки с выставки» (по одноименному циклу фортепианных пьес М.П.Мусоргского), «Бирюльки» (по мотивам музыкального цикла фортепианных пьес для детей С.М.Майкапара). Два года подряд наш творческий коллектив взрослых и детей был активным участником городского проекта «Классическая музыка в детском саду».
Раскрыть систему взаимодействия специалистов нашего структурного подразделения можно на примере работы над проектом «Картинки с выставки».
Свои переживания и чувства, вызванные прослушанной музыкой, дети воплощали в рисунке. Вот и рождаются уже наши «картинки» для собственной выставки.
Как средство для более глубокого понимания детям предлагается  в свободной двигательной импровизации передать свое восприятие музыкального образа. И у детей возникли разные сюжетные линии понимания программной музыки Мусоргского.  Так появилась игрушка Петрушка, которую дети не могли поделить между собой во время игры в Тюильрийском парке. А музыка злого гнома подсказала, что его неожиданное появление может напугать играющих детей.  Дальнейшее музыкальное развитие этой пьесы побудило их заступиться за свою любимую игрушку и прогнать гнома.
Мы не могли оставить без внимания пьесу «Балет невылупившихся птенцов». Музыкальный язык Мусоргского близок к человеческой речи, каждый звук раскрывает содержание его произведений. Прослушав эту пьесу, дети сразу представили себе, о чем она, и при первом же прослушивании они не смогли усидеть на своих местах и устроили танцкласс маленьких цыплят, что побудило педагогов включить этот номер в уже сложившийся спектакль.
Естественной связкой для музыкальных миниатюр стали миниатюры поэтические, которые сочинила специально для «Музыкальных картинок» воспитатель нашего дошкольного отделения Виктория Андреевна Федорова. Мини-спектакль «Музыкальные картинки» получился живым и подвижным: со времени его первого исполнения (15 октября 2014 года на торжественном открытии сезона «Классическая музыка в детском саду») добавился танец маленьких цыплят, зазвучала поэзия.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования говорит нам о том, что без совместного творчества взрослых и детей построение современного воспитательно-образовательного процесса невозможно. Самое ценное в такой модели взаимодействия - равноправная позиция, в которой взрослый и ребенок в процессе общения и реализации поставленных задач становятся партнерами.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества всех педагогических работников в контексте целостного развития ребенка актуальна в каждом дошкольном отделении.

Светлана КОТОВА, старший воспитатель гимназии №1596