Центральное понятие в международной программе - грамотность. Лишь функционально грамотная личность способна использовать наиболее полно постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности и социальных отношений.
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди направлений его модернизации выделяется задача «формирования ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «...является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественно-научному, так и социально-культурному направлениям».
Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Как определить, обладает ли человек функциональной грамотностью? Думаю, что самый верный способ - столкнуться с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности - это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.
Академик А.А.Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста для его понимания, сжатия, трансформации».
Итак, функционально грамотная личность - это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации - привычное явление;
- легко адаптирующийся в социуме и умеющий активно влиять на него;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.
Общая грамотность: умение написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: умение искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: способность оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: способность находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: умение работать в группе, команде; располагать к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: способность отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях президента, правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Эти качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
- содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений школьников;
- программы внешкольного, дополнительного образования;
- модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Согласно Р.Н.Бунееву конечный результат обучения - «взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь. Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.
Говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция/компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность - это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция - требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения.
Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, метапредметные (надпредметные) умения, применимые в разных видах деятельности. Замечу, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным знаниям, умениям, навыкам. Но тем не менее понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой - это разные образовательные результаты, в основе которых разные типы содержания образования.
Отмечу принципиально важную позицию, сформулированную в ФГОС, - приоритетным становится личностный результат учащегося. А раз так, то для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл. Личность - это субъект деятельности. А «учение через деятельность» (Д.Дьюи) - основополагающий принцип ФГОС нового поколения. Напомню основные принципы системы Д.Дьюи: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Именно поэтому нам сегодня необходимо выстраивать процесс обучения и воспитания так, чтобы прививать воспитаннику навыки практических действий, то есть ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
Этому во многом способствуют открытые образовательные технологии, прочно вошедшие в практику работы школы, и обучающие структуры (сингапурские технологии), создающие безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду и так далее.
Именно в технологии заключен теоретико-практический инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить, зачем учить, как учить. А главное - как учить результативно.
Коммуникация, сотрудничество, критичное мышление, креативность - вот основные качества, которыми должны овладеть учащиеся XXI века.

Ольга БАБУШКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1002