Волнение родителей и педагогов в отношении нарушений памяти объяснимо, ведь эта психическая функция необходима детям как в повседневной жизни, так и для обучения. Более того, в детском возрасте она играет важную роль в развитии восприятия, речи, мышления, служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их дальнейшего использования.

Каковы причины трудностей
с памятью у ребенка и пути их преодоления?
Ответить на этот вопрос поможет нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. Итак, в нейропсихологии были выделены два типа нарушений памяти и особый тип мнестических нарушений, при котором память страдает как мнестическая деятельность.
При первом типе нарушений у ребенка нет общих расстройств памяти, трудности возникают только при запоминании информации какого-то одного вида - двигательной, тактильной, зрительной, слухоречевой. Возникают такие нарушения при недостаточной сформированности или поражении корковых зон разных анализаторных систем.
Коррекционно-развивающая работа в этом случае, направленная на развитие и формирование одной из форм памяти, будет проходить с опорой на хорошо сформированные психические функции. Например, если ребенок плохо запоминает на слух, то для него опорой станут двигательная или зрительная память, пространственные представления. Коррекционный процесс необходимо строить в игровой форме, обеспечивая постепенное усложнение. Для иллюстрации принципов коррекционно-развивающей работы рассмотрим несколько игр. Эти или подобные игры учителя могут использовать в своей работе для предупреждения нарушений и развития памяти у своих учеников.

Игра «Космические почтальоны»
Цель игры - развитие слухоречевой памяти с опорой на пространственные представления.
Правила игры. Ребенку предлагается представить свою квартиру (комнату) и в воображении разместить в этом пространстве предметы, которые называет педагог. Задача ребенка - представить месторасположение каждого слова (предмета). Например, слова: велосипед, фонтан, зонтик, шляпа, попугай, яблоня, дельфин, ключ, барабан, воздушный шарик. Ребенок должен назвать все предъявленные слова, представляя свою квартиру и «собирая» разложенные предметы. Если одно из слов забылось, напомните ребенку его местоположение.
Игра «Мультфильм»
Цель игры - развитие слухоречевой памяти с опорой на образное мышление и воображение.
Правила игры. Ребенку предлагается представить какое-нибудь животное. После того как образ создан, попросите ребенка «оживить» картинку, чтобы животное начало передвигаться, жить своей жизнью в его воображении. Пусть ребенок расскажет про свой образ. После упражнения с живыми существами можно переходить к «оживлению» предметов. На следующем этапе ребенку дается 10 слов, которые он должен последовательно «оживить» и связать в одну историю, придумать «мультфильм». Например, слова: медведь, тележка, поляна, ежик, яблоко, песня, гроза, волшебник, вертолет, торт. Затем необходимо вспомнить все слова.
При втором типе нарушений трудности с памятью возникают вследствие слабости энергетического фактора работы головного мозга. При этом ребенок быстро истощается и пресыщается деятельностью, плохо переносит нагрузки, нуждается в постоянной стимуляции для поддержания деятельности, затрудняется в запоминании любого вида информации - двигательной, зрительной, слухоречевой, - причем как в произвольном, так и в непроизвольном. При слабости энергетического фактора страдает не только память, но и восприятие, внимание, мышление, речь и другие психические функции.
Такие дети часто не могут спокойно сидеть во время уроков, они ерзают, крутятся на стуле, не могут сосредоточить внимание на одном предмете или, напротив, ложатся на парту, зевают, манипулируют посторонними предметами, на переменах предпочитают отдохнуть, посидеть спокойно.
В этих случаях создание дополнительной мотивации для ребенка не поможет решить проблему, так как не способствует активации энергетического потенциала организма. Также не поможет и тренировка памяти - это приведет к еще большему истощению.
Для успешного преодоления указанных трудностей детям необходимо провести курс общеукрепляющих процедур, направленных на повышение общей работоспособности, проконсультироваться с врачом, наблюдающим ребенка, по поводу рациона и режима питания (поддержание стабильного уровня сахара в крови важно для оптимальной работы головного мозга), уделить особое внимание спорту, физическим упражнениям, прогулкам на свежем воздухе, крепкому и продолжительному сну.
Третий вид нарушений памяти как мнестической деятельности связан с недостаточной сформированностью функций программирования, регуляции и контроля. В этом случае запоминание любого материала вызывает трудности, поскольку страдает процесс формирования самого намерения запомнить и воспроизвести материал. Ребенок не старается усвоить бoльший объем, у него отсутствует какая-либо стратегия, обдуманный план запоминания, нет активных попыток подбора и использования средств для опосредствованного запоминания, действия не доводятся до конечного результата, отмечаются нарушение избирательности, легкая отвлекаемость на внешние раздражители, происходит соскальзывание на побочные ассоциации.
При указанных выше трудностях целесообразно развивать функции программирования, регуляции и контроля. Кроме того, в этом случае в противовес описанным выше рекомендациям при нарушениях памяти вследствие слабости энергетического фактора, наоборот, необходимо создать дополнительную мотивацию для ребенка, которая будет служить стимулом к запоминанию и сохранению информации. Старайтесь искать способы для пробуждения интереса ребенка к изучаемой теме, включить ее в какую-либо деятельность, которую он совершает, например, сравнить или сопоставить информацию. Научите ребенка группировать заучиваемый материал, находить связи между отдельными элементами.
В коррекционной работе с нарушением памяти как мнестической деятельности очень полезно использовать двигательные упражнения, поскольку умение управлять собственным телом блестяще формирует навыки самоконтроля.
Рассмотрим упражнения «Паучок» и «Скалолаз», направленные на распределение и переключение внимания, преодоление импульсивности, развитие самоконтроля, планирования, умения следовать программе. В этих упражнениях особую роль играет проговаривание программы действий - сначала взрослым, а затем ребенком самостоятельно. Это помогает структурировать и осознать план действия, проконтролировать его выполнение. При этом вводятся сигнал «стоп», который означает, что ребенок совершил ошибку (без самостоятельной коррекции), и правило: ребенок делает паузу, останавливается и продумывает программу своих дальнейших действий по схеме «остановись - посмотри - подумай - сделай». То есть ребенок анализирует ситуацию, строит план действия, контролирует и корректирует ход его выполнения.

«Паучок»
Правила игры. Ребенок шагает одноименными рукой и ногой, после сигнала необходимо остановиться и продолжить ползание разноименными ногой и рукой.

«Скалолаз»
Правила игры. Ребенок шагает вдоль свободной стены, которая играет роль скалы, фиксируясь минимум тремя «точками опоры», и перемещается вдоль стены, переставляя только одну конечность. Если ребенок случайно оторвал или передвинул сразу две конечности - он «срывается» со скалы.
Таким образом, за трудностями с памятью скрывается целый ряд причин. Выявить первопричину нарушений, выделить слабые и сильные звенья психики и организовать коррекционно-развивающую работу можно только после специального диагностического исследования. Для своевременного выявления недоразвития психических функций и преодоления школьной неуспешности необходимо проведение нейропсихологической диагностики и в случае необходимости коррекционно-развивающей работы. Провести нейропсихологическую диагностику ребенка и проконсультироваться по любым вопросам, связанным с трудностями обучения в школе, можно в Городском психолого-педагогическом центре.

Луиза ХАЗИАХМЕДОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы