Как правильно рассчитать, хватит ли вам денег на жизнь, если вы взяли дорогой кредит? Как самостоятельно вычислить расход электричества по счетчику? Или: в магазине цена дорогого деликатеса указана за сто граммов, значит, 500 граммов стоит... В общем, таких ситуаций в нашей жизни множество, и мы далеко не всегда с ними успешно справляемся. Просто потому, что нас никто этому не учил, не объяснял. Именно поэтому в школах в рамках дополнительного образования наконец стали появляться курсы для старшеклассников и преподавателей «Основы финансовой грамотности», «Создание собственного дела», «Бюджетная грамотность», «Налоговая грамотность», «Электронные финансы». Существуют интерактивные обучающие игры, квесты для школьников. В общем, все это интересно и, безусловно, понадобится каждому человеку в его взрослой жизни.
В рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве», которую координирует Московский центр технологической модернизации образования, в ноябре стартует и школьная олимпиада по основам предпринимательства и финансовой грамотности. Соревнования построены так: с 10 по 28 ноября каждый желающий может принять участие в дистанционном ознакомительном туре. Во время него школьники проходят тест на сайте и сразу же узнают свой результат. Причем он не будет учитываться при определении победителей и призеров пригласительного этапа. Вопросы самые разные. Ну, например, такие: мальчик хотел купить 1 килограмм хорошей вишни за одну сумму за килограмм, но продавец уговорил его купить 4 килограмма за меньшую сумму (за кило). Но пакет, где был один килограмм вишни, он выронил и рассыпал. Вопрос заключается в том, по какой цене за килограмм в итоге ему досталась вишня. И предлагается выбрать ответ из четырех вариантов.
В вопросах очень много совсем простой, школьной математики уровня 5-го класса (сложение и умножение). Например, нужно решить вполне банальную задачку: если ты пошел менять рубли на доллары, у тебя есть 3 тысячи рублей, сколько долларов ты получишь? Такой, казалось бы, простой вопрос, но одни начинают делить 3 тысячи на курс продажи, а другие их умножают на курс покупки. Подобные задания есть и в ЕГЭ по математике. Например: как надо платить по счетчику? Это часто в одной тематике с вопросами по финансовой грамотности.
Участники, успешно прошедшие дистанционный тур, будут допущены к участию в основном этапе, который состоится 10 декабря 2016 года в очной форме. Олимпиаду по основам предпринимательства и финансовой грамотности проводит Центр педагогического мастерства.
Почему вдруг возникла идея такой олимпиады для школьников? Ну хотя бы потому, что финансовая грамотность сегодня необходима всем: люди должны уметь считать свои деньги, осознавать риски. Это не абстрактные, академические знания, которыми традиционно славилась наша школа, а исключительно прикладная вещь, необходимая абсолютно всем в реальной жизни. Главная цель - научить людей планировать свои финансовые ресурсы, понимать возможности получения дохода, различать, что такое заработок, а что - пассивный доход, обладать умением уменьшать свои расходы... Можно предположить, что это некоторый шаг к приближению нашей школы к финской модели, которая основана на компетентностном подходе в обучении (к умению приложить свои знания в реальной жизни).
Какими способностями или знаниями надо обладать, чтобы победить в такой олимпиаде? Получается, что это такая смесь, с одной стороны, математики, с другой - обществознания, экономики и права. Математические знания тут нужны, начиная от самых простых - до элементов теории вероятностей. Оказывается, многое можно предугадать, прикинуть вероятность ошибки и понять, что есть оптимальные действия, которые помогут ее избежать. В каком-то смысле это можно сравнить с ОБЖ. Потому что основы безопасности жизнедеятельности - это и финансовая безопасность.
Льгот при поступлении в вуз такая олимпиада пока не дает, хотя, кто знает, в перспективе ее могли бы засчитывать при экзаменах в финансовые, экономические вузы.