Евгений Павлович Смургис родился 19 августа 1938 года в Оренбурге. Его отец Павел Федорович, штурман дальней авиации, после войны возглавил Оренбургское летное училище. В 1950 году семья переехала в Липецк. Здесь Павел Федорович испытывал новые истребители. В семье подрастали двое сыновей. Младший, Евгений, всегда брал пример с отца, рос спортивным, на смену теннису пришли лыжи, легкая атлетика, плавание. Затем увлекся боксом. Неудивительно, что с 1967 года Евгений Павлович стал учителем физкультуры в поселке Тулпан на берегу речки Колва, что в Пермской области. Он уже к этому времени был мастером спорта по боксу.
Ученики Смургиса жили в разных селениях. И после занятий многие отправлялись домой на гребных лодках. Кто-то плыл вверх по Колве, кто-то вниз. А однажды летом Евгений, охотясь в тайге, увидел старенькую бабушку. Она сидела в лодке с копной сена и привязанной к корме козой и довольно сноровисто гребла веслом. Позднее Евгений Павлович запишет в своем дневнике: «Увидев бабушку с сеном и козой, понесся домой. Воображение рисовало радужные картины. Ту же лодку, но сделать подлиннее, нос и корму поднять, приладить хорошие весла - и в путь...»
Ранней весной 1967 года Евгений построил семиметровую лодку. И название дал весьма оригинальное - «МАХ-4». А означает это «Махай в четыре весла». Нашел и попутчика. Это был уроженец Липецка Валерий Лютиков. 9 июля 1967 года друзья отправились в путь. Вместе с ними плыла овчарка Ватан. Кама, затем Волга, Дон и река Воронеж. Всего друзья прошли за сорок три дня без малого 4500 километров и финишировали в родном Липецке.
В следующем году новое путешествие. Вышли из родного Липецка, а затем была столица, и далее по Мариинской водной системе и по рекам Свирь, Ладога и Нева добрались до Ленинграда. А затем курс на Ригу, отсюда путь лежал в город-герой Волгоград. А затем были новые маршруты. На «МАХ-4» Евгений «исколесил» озера, водохранилища, реки с запада до севера. Затем был коварный маршрут - выход в Карское море. Здесь Евгений греб один. Кстати, пограничники, находившиеся в устье Оби, дали ему добро на выход в Карское море. Затем он поднялся вверх по Енисею.
Свою следующую лодку для северных маршрутов Евгений Павлович строит на заводе «Пелла». На ней он преодолевает путь из Онеги в Москву. Вместе с ним часть маршрута шел его сын Александр, который стал участником путешествий отца с 14 лет. У Смургиса-отца большие планы. 24 июня 1986 года в Тикси он дает старт первой в мире кругосветной экспедиции на гребной лодке. Впервые маршрут проходит в арктических морях. А здесь навигация длится всего месяц-полтора, и то зачастую на помощь судам приходят ледоколы. А Смургис в одиночку совершает переход по арктическим морям из Тикси в Диксон, достигнув при этом параллели 77 градусов 45 минут северной широты.
А в августе 1992 года Евгений вместе с сыном Александром за 43 дня преодолевают 2500 километров по двум морям - Карскому и Баренцеву. Это достижение, так же как предыдущая «кругосветка», попало в Книгу рекордов Гиннесса. Плавание и на этот раз выдалось тяжелым. Гребли по очереди. Один отдыхал, второй махал веслами. Средняя скорость была не более 4 километров в час. Евгений Павлович с сыном измеряли также уровень загрязненности морей. Маршрут начался в Тикси и завершился в Мурманске.
В голове отважного мореплавателя уже зрел новый замысел - отправиться в Лондон и далее. Было решено преодолеть по морям 40200 километров за 557 дней. Из Мурманска путешественник отплыл вместе с сыном. Через два месяца, миновав Баренцево, Норвежское и Северное моря, «МАХ-4» прибыл в столицу туманного Альбиона. Здесь их приютили спортсмены яхт-клуба и помогли в ремонте лодки. А впереди отца и сына ждали более тридцати тысяч километров. Гребцы планировали зайти в порты Франции, Испании, Португалии, выйти на Канарские острова, Панамский канал и далее двигаться к северу вдоль американского побережья и возвратиться на родину - в Тикси. В Ла-Манше судьба словно предупредила их, что благослонна к путешественникам в последний раз. Штормило. Лодку перевернуло. Гребцы оказались в воде. Хорошо, что поблизости находился английский пограничный катер. Заметив потерпевших бедствие гребцов, он доставил их на соседнюю военно-морскую базу. Там им оказали сердечный прием, одарили кое-какими приборами. Особенно радовались путешественники опреснителю морской воды. Но намеченный график «хождения за семь морей» был нарушен. А тут еще одно препятствие, угрожающее успеху путешествия. Улетел по срочному делу домой сын Александр. Решалась судьба его жилья. Смургис-старший решил твердо продолжать путь без него, он не привык отступать. Распростившись с дружелюбными моряками с базы королевских ВМС, Евгений Павлович поплыл один. Путь лежал в порт Кадис. В это время года Бискайский залив опасен даже для крупных судов. А он сидел на веслах поморского челна...
Страшный шторм произошел в ночь на 15 ноября 1993 года у побережья Франции. Лодку выбросило на берег близ городка Ла-Треблад. Место, где погиб отважный российский путешественник, с давних времен считалось одним из самых опасных, в народе его называли «поглотитель людей». Тело Смургиса было доставлено самолетом в Липецк, и он был похоронен на Косыревском кладбище.
В морском музее Ла-Треблада под открытым небом стоит теперь лодка «МАХ-4». Это памятник мужества русскому путешественнику. К лодке прикреплена табличка с надписью на французском языке. Здесь приведены цифры, говорящие сами за себя: «С 1967 по 1993 год на трех гребных лодках Смургис прошел за 710 ходовых дней сорок восемь тысяч километров. Последние 11300 километров - от полярного Тикси до устья Жиронды - он шел по программе «кругосветки» - 255 дней. Он прошел от 130-го градуса восточной долготы до 50-го градуса к западу от Гринвичского меридиана».
Еще никто ни из европейцев, ни из американцев не побил рекорд русского морехода. И никто еще на веслах не сумел проплыть сорок восемь тысяч километров. В Липецке о своем знаменитом земляке помнят. Его именем названа одна из улиц.

Липецк