Нужно идентифицировать себя с какой-то общностью. И вот кто-то примыкает к той или иной субкультуре, к фан-клубам, другие спасаются через общие увлечения, например садоводство или спорт. Но вопрос остается открытым: кто ты в первую очередь? Спортсмен, дачник, гот, панк?
Исследования, которые периодически проводятся в тех же Соединенных Штатах, показывают, что люди там прежде всего считают себя гражданами США и только потом говорят о своей национальной или социальной принадлежности. У нас картина иная: мало кто ставит во главу угла гражданство Российской Федерации. И тому масса причин. Мы долгие десятилетия создавали новую историческую общность - советский народ, слаженно пели, что «наш адрес не дом и не улица, наш адрес Советский Союз», но при первой же возможности разбежались по своим национальным закуткам, стремительно позабыв все, во что некогда якобы свято верили. Ведь произносить правильные слова и жить по ним - это не одно и то же. Вот почему  любые идеологические установки, спускаемые сверху, мало на что, как мне кажется, могут повлиять.
Поэтому, на мой взгляд, строить гражданскую идентичность нужно не с крыши, а с фундамента - с малой родины, с истории семьи. Если ребенок будет знать, что происходило в его родном городе или поселке 500, 300, 100 лет назад, как пережили его предки полный драматизма XX век, чем занимались прабабушки и прадедушки, надобность в громких лозунгах и пафосных речах отпадет сама собой. Потому как следующим естественным шагом станет осознание себя и того места, где ребенок живет, ходит в школу, общается с друзьями, как части чего-то большого, неделимого, как части России. Так и только так можно и нужно формировать здоровую и крепкую гражданскую идентичность, укорененную не на высокопарных, но ничего, по сути, не стоящих сентенциях, но на истинных, глубоких и естественных чувствах.
 Конечно же, у образования тут особая миссия, на нем  формирование преемственности поколений. Для этого у школы есть серьезный инструментарий, которым многие, к счастью, активно пользуются. Это и музейная педагогика, и творческие конкурсы, позволяющие отправиться в путешествие к истокам рода, тесный контакт с родителями, хранящими память семьи. Думаю, было бы интересно собрать, проанализировать и распространить те практики, что существуют в школьных исторических и краеведческих музеях по всей стране. И, возможно, на основе лучшего опыта создать программу поддержки живого, настоящего дела. Лишь бы только оно не перестало быть живым, здоровым, только бы не коснулась его ржавчина формализации, а затем и имитации с ее бодрыми рапортами о том, что отныне все музеи процветают, а все дети поголовно обожают свою Родину. Это мы уже проходили.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.