Но вернемся к платежкам. Во сколько же оценивается труд педагога-профессионала, любимого студентами и уважаемого коллегами? За октябрь 2014 года его зарплата составляла 24094 рубля, за сентябрь 2015-го - 26441 рубль, а в нынешнем году тоже за сентябрь - 15683 рубля! И это притом что, как рассказал нам сам Юрий Владимирович, последние десять лет он работает примерно с одинаковой интенсивностью - по 30-36 часов в неделю. В последней сентябрьской платежке этого года тоже все четко: отработано 26 рабочих дней, 156 часов в месяц, а это 36 часов в неделю. В прошлом году за то же количество часов зарплата была на 10 тысяч больше. Почему так?

В поисках ответа
Свой вопрос и возмущение Юрий Погодин адресовал не только в редакцию «Учительской газеты», но и на сайт Министерства образования и науки РФ. Реакция из Минобрнауки России оказалась на удивление быстрой, уже через несколько дней оттуда в Волгоградский областной комитет образования и науки пришло письмо с требованием разобраться в ситуации. Вскоре после этого директор колледжа на экстренном собрании коллектива повинился в ошибках (своих и бухгалтера), сказал, что да, виноваты, действительно не совсем все правильно рассчитали, и зарплата уменьшена несправедливо. Но в ближайшее время все исправят, пересчитают, зарплату увеличат и за сентябрь выплатят компенсацию.
- И на самом деле в аванс люди получили на 500-1000 рублей больше, - рассказывает Погодин. - Но нам пообещали выплатить «стимулирующие», а саму тарификацию, которую изменили в этом году, пересматривать не будут.
Конечно, первое, в чем мы постарались разобраться, - это вопрос, за счет чего сложилась такая большая разница в зарплате. За 26 рабочих дней у Юрия Владимировича 156 часов выработки, а это 36 часов в неделю - две педагогические ставки. Так считали до недавнего времени в Волгоградском педагогическом колледже (ВПК) - образовательной организации, очень уважаемой и заслуженной, созданной в 1946 году как дошкольное педагогическое училище. Дошкольное - то есть обучающее воспитателей для учреждений дошкольного образования. В феврале 2016 года этот колледж «оптимизировали» путем ликвидации и присоединения к Волгоградскому социально-педагогическому колледжу (ВСПК).
О том, насколько тактично и «безболезненно» прошло объединение и как одна половинка новой образовательной организации относится к другой, свидетельствует также публикация на сайте объединенного Волгоградского социально-педагогического колледжа (ВСПК), который, как это можно прочитать на странице «История колледжа», стал «правопреемником двух учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля и объединил в себе Волгоградский педагогический колледж и Волгоградский социально-педагогический колледж». Далее по тексту так: «Свою историю объединенный колледж ведет с 1946 года, когда в Сталинграде открылось дошкольное педагогическое училище. 18 мая 1982 года с целью подготовки специалистов для региональной системы образования было создано педагогическое училище №2, которое позднее и стало Волгоградским социально-педагогическим колледжем. Первый набор студентов в колледж - 180 человек - был осуществлен в 1982 году, все они готовились стать учителями начальных классов...»
Между 46-м годом и 82-м - пустота, как будто и не было ничего: ни жизней сотен преподавателей и тысяч студентов первого педагогического колледжа, ставших воспитателями, музыкальными руководителями в детских садах и учителями музыки в школах. Будто не было открытия в 1960 году музыкального отделения, которым многие гордятся до сих пор, а еще тем, что, отвечая на вызовы времени, к традиционной подготовке воспитателей-дошкольников и преподавателей музыки для школ и детских садов колледж смог добавить подготовку педагогов дополнительного образования и воспитателей для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием. Кстати, статус колледжа педагогическое училище №1 получило достаточно давно, в 2009 году. Эти и многие другие сведения раньше можно было найти на официальном сайте педколледжа - Волгоградского педагогического колледжа, но не социально-педагогического. Сегодня там только сообщения «завершена реорганизация в форме присоединения» и «ничего не найдено, страница, которую вы читаете, не существует»...
Почему более крупная образовательная организация, созданная гораздо позже, но теперь активно пользующаяся бонусами заслуженных «соседей поневоле», не оказывает им должного уважения, непонятно. Больше того, нынешний директор объединенного колледжа ВСПК Александр Сергеевич Калинин в свое время занимал пост заместителя начальника областного комитета образования и науки, и, казалось бы, ему как очень опытному управленцу не составило бы труда наладить достойные и уважительные отношения с сотрудниками педагогического колледжа. Тем более, что 70-летие реорганизованного педколледжа теперь готовится праздновать социально-педагогический колледж, и это не оставляет равнодушными ни выпускников, ни педагогов первой образовательной организации, о которой как будто специально забыли даже на сайте.
«Нас никто не хочет слышать!..»
Больше того, само объединение двух колледжей, произошедшее в феврале 2016 года, некоторые преподаватели считают нечестным, потому что мнение одной половины коллектива, работающего на тот момент в педагогическом колледже, не учитывали. Люди не раз выражали свой протест против грядущей «оптимизации», считая, что таким завуалированным словом прикрыли обычную ликвидацию их колледжа. Преподаватели даже на главную городскую площадь выходили на митинг с требованием оставить их учебное заведение самостоятельным и дать им возможность встретиться и поговорить с первыми лицами области. Только к ним так никто и не вышел, колледжи соединили, а многих из числа несогласных уволили. Как, например, Елену Юрьевну Полукарикову, пришедшую работать в педагогический колледж (тогда педучилище) сразу после школы. Вуз оканчивала заочно, начинала преподавателем, классным руководителем, последние 16 лет работала заместителем директора по научной работе, в итоге педстаж - более чем 30 лет, сейчас получает, как сама говорит, «учительскую» пенсию. Поэтому свое увольнение за год до 55-летия переживает менее остро, чем другие, кому со стажем повезло меньше.
- Я преподавала русский язык, литературу и детскую литературу, - говорит Елена Юрьевна. - Наш колледж готовит воспитателей-дошкольников, и у них был такой предмет, как «Детская литература». Вообще нам совершенно непонятно, почему нас объединили! Говорили, что в нашем здании давно не было ремонта, и это так. Мы своими силами на средства из внебюджета делали косметический ремонт, нам обещали перемены. Но сейчас наши студенты по-прежнему учатся в старом здании, материальная база не изменилась. Капитального ремонта так и нет, понемногу подремонтировали учительскую, немного в вестибюле и коридоре, но денег-то больше не стало, несмотря на появившиеся новшества. Мы, например, не брали со студентов никаких денег за дополнительные образовательные услуги. А теперь в этом году студентам объединенного колледжа сказали, что им нужно обязательное платное дополнительное образование в области IT-технологий, потому что потом часть предметов будет преподаваться дистанционно. Мы же, наоборот, всегда считали, что учителя нельзя готовить дистанционно! Считали, что учителя надо обучать, глядя человеку прямо в глаза. Тем более когда мы готовим воспитателей детей дошкольного возраста. Будущий педагог-дошкольник должен уметь говорить с маленьким ребенком! Его самого нужно этому научить. Нам говорили: вы работаете слишком традиционно и слишком классически. А мы считали, что в этом и есть особенность нашего колледжа! Можно ведь самые передовые компьютерные технологии ввести, но учитель музыки - это человек, от которого зависит развитие нервной системы дошкольника. А нам сегодня говорят, что можно компьютер запустить, любую музыку включить, а дети пусть занимаются. Только ведь если они живую музыку слышать не будут, даже ту же игру на пианино, это может плохо отразиться на ребенке! И кем он потом вырастет - человеком, невосприимчивым к настоящей музыке, к искусству, к добру? Почему нас никто не хочет услышать?

А что же с зарплатой?
Возвращаюсь к самому первому вопросу: почему настолько снизилась заработная плата преподавателя? В Волгоградском областном комитете образования и науки согласились это объяснить только после официального запроса из редакции. Более подготовленной оказалась администрация объединенного социально-педагогического колледжа. Директор Александр Калинин предоставил нам письменное объяснение, составленное после обращения Юрия Погодина в Минобрнауки. В нем говорится, что с 1 сентября 2016 года объединенный колледж перешел на новые условия оплаты труда, изменилась тарификация. Но зарплата снизилась только у тех, у кого уменьшилась педагогическая нагрузка. У преподавателя Погодина она составляет 1078 часов в год, или полторы ставки, поэтому и заработная плата без вычета налога составила за сентябрь всего 17449 рублей. Но после перерасчета по стимулирующим выплатам она будет больше и составит 20209 рублей. А вообще в целом все хорошо, и средний заработок преподавателей колледжа по состоянию на 1 октября - 25125 рублей. Вот так, если коротко.
При подготовке этого материала я общалась со многими людьми, в том числе и с юристами, работающими в сфере образования. По их мнению, то, что произошло в Волгоградском социально-педагогическом колледже, а именно объединение двух организаций и последующее снижение зарплат у некоторых сотрудников, сегодня характерно для многих учреждений СПО России, особенно педагогического профиля. В недавнем прошлом заработная плата во многих таких образовательных организациях начислялась так же, как в школах, и основывалась на классно-урочной системе, когда ставка - это 18 часов в неделю. Но согласно законам РФ и требованиям новых ФГОС зарплата в системе СПО начисляется исходя из годового количества часов - 720 часов в год. Руководители колледжей и техникумов знают, что при сравнении одной системы оплаты и другой, да еще и с учетом всех стимулирующих выплат, которые сегодня применяются в школах, вторая первой проигрывает. И чтобы этого не случилось, активнее работают со своей внебюджеткой, стимулирующим фондом и другими источниками.
Как рассказывает бывший зам. директора Елена Полукарикова, именно «школьную» систему использовали в первом педколледже все прошлые годы, так как она более выгодна и удобна для преподавателей: «И предыдущий директор Галина Васильевна Шашунова всегда говорила, что мы будем делать так, как это удобнее для коллектива». Между прочим, бывшего директора уволили в прошлом году при странных обстоятельствах и не очень красиво, видимо, освобождая место для будущих реформаторов и объединителей. Хорошо бы, чтобы и они думали сегодня о том, насколько удобно в новом коллективе всем сотрудникам, а не отдельной его части.

Волгоград