Наш собеседник окончил Московское военное училище гражданской обороны СССР, Академию им. М.В. Фрунзе, Академию госслужбы при Президенте РФ. Служил в войсках гражданской обороны, пройдя в них путь от командира взвода до командира полка. В 1988-1992 гг. - заместитель начальника штаба гражданской обороны Москвы. В 1992-1996 гг. - начальник Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1996-го по 2004 г. - заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С июня 2004 г. - главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

- Геннадий Николаевич, последнее совещание с руководителями гражданской обороны проводилось 20 лет назад, еще в рамках бывшего Советского Союза. Что переменилось с тех пор?

- В стране произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной, военной и других сферах жизни общества и государства. Естественно, они коснулись и системы гражданской обороны. Несколько иными стали ее задачи, роль и значение. Сегодня подразделения гражданской обороны активно участвуют в ликвидации последствий крупномасштабных природных бедствий и техногенных катастроф, накапливая опыт, чтобы не повторять уроки прошлого, когда они оказывались не готовы к крупным чрезвычайным ситуациям.

В последнее время, во многом благодаря усилиям МЧС России и органов исполнительной власти в центре и на местах, меняется к лучшему отношение к гражданской обороне, подготовке населения. Но до сих пор многие считают, что ее проблемы относятся только к опасностям, возникающим в военное время. Тем не менее войска гражданской обороны активно участвуют в ликвидации последствий таких стихийных бедствий, как наводнения, ураганы, землетрясения. Кроме того, в конце ХХ века человечество столкнулось с новым видом угроз - терроризмом во всех его проявлениях. А гражданская оборона как раз и призвана защищать людей вне зависимости от форм угроз.

Мы хорошо понимаем, что состояние гражданской обороны пока не идеально и не в полной мере соответствует современным требованиям. Чтобы изменить ситуацию, внести коррективы в нашу деятельность, постоянно проверяем субъекты Федерации, министерства и ведомства. По результатам проверок принят ряд важнейших решений.

В текущем году объем финансирования мероприятий гражданской обороны составляет

66 млн. рублей, что в 3 раза больше, чем в прошлом. Несмотря на то, что по расчетам специалистов ежегодно на содержание укрытий и убежищ, приведение в порядок систем оповещения, проведение хотя бы минимальных научно-исследовательских работ в области гражданской обороны нужно свыше 3 млрд. рублей, мы с оптимизмом смотрим в будущее.

- Какие факторы в современных условиях влияют на развитие гражданской обороны?

- Прежде всего наличие конфликтных ситуаций либо конфликтных потенциалов вблизи государственной границы России. А также распространение оружия массового поражения и совершенствование обычного оружия, появление средств нападения, основанных на новых физических принципах. Кроме того, сохраняется тенденция развития и укрепления военной сферы НАТО. Усиливаются угрозы невоенного характера, терроризма. Недавние теракты в Москве, Грозном и Беслане - тому подтверждение. В США, Израиле и ряде других стран, к сожалению, теракты становятся уже привычным атрибутом жизни.

- Названные вами факторы определяют и характер современных вооруженных конфликтов. Это приходится учитывать при организации гражданской обороны?

- Да, конечно. Меняются подходы к решению международных и других проблем, в том числе с применением военной силы. Меняются и способы ведения вооруженной борьбы. У современных войн преимущественно региональный масштаб, они отличаются высокой интенсивностью и скоротечностью. В качестве целей для поражения, как правило, выбирают важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения промышленных и административных центров, транспортных коммуникаций, информации и др. Примеры тому - военные акции НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке.

В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки средств вооруженной борьбы, основанных на новых физических принципах. Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы договоренности о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического и биологического оружия, все же нельзя исключать вероятность применения этих видов оружия массового поражения в современных войнах. Разумеется, органы управления по делам ГОЧС принимают все это во внимание при планировании и организации соответствующих мероприятий.

- Какова роль гражданской обороны в вооруженных конфликтах нашего времени?

- В нынешних условиях гражданская оборона как основная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой выполнять свои задачи при любых вариантах развязывания военных действий, а также при крупномасштабных террористических актах. Основное внимание уделяется обеспечению ее готовности.

- Каким образом совершенствуются силы и средства гражданской обороны?

- Мы стремимся оптимизировать состав и структуру сил и средств, повысить готовность и уровень подготовки личного состава войск и организаций гражданской обороны. Они должны хорошо знать и уметь комплексно применять современную технику и технологии выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Следует улучшить техническое оснащение гражданских организаций ГО, обеспечить приведение их в готовность в установленные сроки. Что касается соединений и частей войск гражданской обороны, то требуется обеспечить их развертывание в угрожаемый период по штатам военного времени, совершенствовать взаимодействие с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими и специальными формированиями.

- Чтобы эффективно и грамотно выполнять задачи в условиях чрезвычайных ситуаций, нужна соответствующая подготовка населения. Как ее обеспечить?

- Во-первых, мы готовим руководящий состав и все категории населения по современным методикам, используем все имеющиеся средства, в том числе СМИ. Во-вторых, в практику внедряется периодическая аттестация по вопросам ГО начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций. В-третьих, систематически проводятся учения, штабные тренировки и тренировки руководящего состава, служб, формирований. В-четвертых, организуется обучение в учебных заведениях, учебно-методических центрах, на курсах. Особое внимание уделяется подготовке гражданских организаций гражданской обороны.

- А как сегодня решается проблема повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики?

- Проблема эта многогранная, и в двух словах о ней не скажешь. Конечно, мы должны заботиться об обеспечении сохранности объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики страны и выживания населения в военное время. В этом плане проводится большая работа, хотя по некоторым направлениям она продвигается медленно и не во всех регионах одинаково позитивна. Кроме того, она предполагает рациональное размещение производительных сил и объектов экономики, обеспечение безаварийной остановки предприятий по сигналу и при отключении энергоисточников; разработку и подготовку мероприятий по комплексной маскировке наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры.

- Известно, что МЧС России широко сотрудничает с другими государствами. Как это касается гражданской обороны?

- Международное сотрудничество в данной области интенсивно развивается. Перенимая опыт друг друга, страны повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, стремятся развивать системы обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от разных опасностей и угроз.

Важнейшие направления сотрудничества - это формирование системы гражданской обороны государств-участников СНГ на основе взаимного сближения национальных систем ГО. Это активное участие МЧС России в мероприятиях, проводимых Международной организацией гражданской обороны, в том числе по обеспечению миротворческих и гуманитарных операций, осуществляемых по решениям Совета безопасности и Генеральной ассамблеи ООН.

Мы участвуем в доставке гуманитарных грузов в пострадавшие регионы и страны, эвакуации населения из опасных зон, в первоочередном жизнеобеспечении пострадавших, а также в разминировании территорий. МЧС России оказывает содействие в подготовке по гражданской обороне иностранных специалистов. Все это важно и нужно. Наше участие в этих акциях поднимает авторитет не только МЧС, но и всей России на международной арене.