После 10-го класса практика проводится в Санкт-Петербурге, до этого - под Псковом, в музее-заповеднике «Михайловское», в Петергофе, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Ярославле и других городах, в Крыму. Базовая цель гуманитарных практик-путешествий состоит в том, чтобы, исходя из собственной иерархии ценностей, научиться организовывать свою жизнь в другом культурном пространстве, самостоятельно осваивать и осмыслять это пространство, становясь его «соавтором», рефлексировать собственный опыт, быть гибкими в ситуации выбора, достигать поставленных задач или редактировать их в процессе движения. Эта цель и определяет структуру практики.
Практика-путешествие ожидается весь год и учениками, и учителями. Первую встречу-обсуждение обычно проводим в конце зимы, когда все уже устали от холодов и ждут лета. Во встрече принимают участие ученики класса, выезжающие на практику, и команда учителей (обычно три человека: учителя истории и литературы, один из которых является классным руководителем). Первый вопрос, на который нужно дать ответ, задает классный руководитель: «В чем цель практики-путешествия в этом году? Чего мы хотим?» Ответов много: «побыть вместе», «получить удовольствие от интеллектуального и эмоционального общения», «освоить новое городское пространство», «расширить свои возможности и способности», «научиться чему-то новому», «продолжать учиться брать на себя ответственность за свое и общее дело». Несколько близких формулировок можно объединить, получив не больше трех целей и максимально конкретизировав их. Например, как именно предстоящая поездка поможет ребятам расширить свои организационные возможности. А творческие? А коммуникативные или интеллектуальные? Сама практика всегда подчинена единой концепции, которая заявлена в названии (практика в Ярославле на Волге «Времени река живая», практики в Петербурге «Город пышный, город бедный», «Продолжая петербургский текст», «Путешествие из Москвы в Петербург»). Это некоторый ракурс взгляда на город, а также способ собрать практику вокруг ученика, его личностного осмысления пространства. Роль учителей и классного руководителя на этом этапе - помочь договориться, сопровождать процесс.
Перспектива поездки в Петербург сразу обозначила главную сложность: тем, кто никогда не был в Северной столице, хотелось увидеть парадный Петербург, а те, кто был уже знаком с городом, хотели исследовать его бесчисленные закоулки. Учителям хотелось сделать практику одновременно подводящей некоторые итоги учебного года и пропедевтической, задающей тон в изучении истории и литературы на следующий год, в 11-м классе. Соединить воедино столь разные устремления не так просто, но тем это интереснее обсуждать и договариваться!
Непременно обсуждаются и длина поездки («Сколько дней нам нужно, чтобы получить удовольствие от общения друг с другом и городом, «вырасти» и не успеть надоесть друг другу?»), и способ проживания («Мы хотим быть вместе и учиться организовывать свою жизнь? Жить в шаговой доступности от центра города? Сделать проживание бюджетным, так чтобы все ученики класса могли поехать? Гостиница или хостел?») Интересно, что после 8-го и 9-го классов ребята обычно выбирают гостиницу, а после 10-го - хостел. Все вместе решают, как правильно ехать: ночным или дневным поездом. Обсуждается и сумма, в которую хотелось бы уложиться во время поездки, в которую входят стоимость билетов, проживание, питание и экскурсии.
Итогом первой встречи становится формулировка целей практики, определение длительности и точных дат поездки и создание трех рабочих групп учащихся. Первая подбирает в Интернете варианты хостелов для проживания, вторая рабочая группа узнает удобное время отправления и прибытия поездов и стоимость билетов, третья работает над программой, собирая у участников поездки их пожелания. Между первой и второй встречами обычно проходит около месяца работы групп.
Экскурсию по популярным туристическим местам решаем готовить своими силами (прекрасный новый опыт, в помощь - сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга»), а для посещения необычных мест договоримся об авторских экскурсиях, воспользовавшись связями и знакомствами. За время поездок у нас накопился целый банк важной информации, который заботливо пополняется и передается из рук в руки. Здесь имена и телефоны замечательных местных экскурсоводов, адреса и телефоны городских кафе, в которых можно недорого, качественно и быстро перекусить (или заказать обед на группу).
И по традиции в поездке всегда ставится театральная постановка, а то и несколько! Какие тексты подойдут для инсценировки? Как они будут связаны с пространством Петербурга? Предложений много, в конце концов остаются три автора и три названия: А.Пушкин «Домик в Коломне», С.Маршак «Мистер Твистер» и К.Чуковский «Крокодил». Нужно запастись текстами (снова поможет Интернет) и распределить роли. Но это уже можно сделать на месте. Условие: каждый принимает в постановке посильное участие - если не играет роль, то занимается озвучиванием или режиссурой.
Важный момент - это сочетание на практике сугубо интеллектуального постижения культурного пространства и его творческого освоения и эмоционального проживания (без которых никакой диалог с культурой невозможен). Один из принципов поездки - «город изучается ногами», поэтому старшеклассники перемещаются пешком и на общественном транспорте (полезный навык для компании подростков - еще одна тема для разговора «Почему в транспорте не любят подростков?»). Да, устают. Но пройденное и осмысленное самостоятельно пространство, да еще сопровождаемое самостоятельно подготовленными экскурсиями, осваивается гораздо лучше, чем увиденное из окна туристического автобуса. Перед посещением музея - индивидуальные задания. Например, в Эрмитаже нужно самостоятельно найти галерею портретов героев войны 1812 года, выбрать один из портретов и самостоятельно подготовить рассказ об этом человеке, ориентируясь на стилистику образца из ридера, найти зал Рембрандта и соотнести свои впечатления о картине «Возвращение блудного сына» с фрагментом из статьи петербургского искусствоведа С.Даниэля, найти «свои» залы Эрмитажа или Русского музея и потом в общем кругу рассказать о своих впечатлениях. Общая рефлексия - одна из важнейших составляющих практики.
В 5 дней вмещается необыкновенно много. Это жизнь в хостеле, организованная ежедневными «ответственными за день», которые должны разбудить всех утром и помогать в течение дня тем, кто не очень еще умеет себя организовать. Это и путешествие по следам Раскольникова по городу «униженных и оскорбленных». И неожиданная возможность в Кронштадте вместе с замечательным поэтом Константином Севастьяновым после его авторской экскурсии «Свет моря» устроить лестничные чтения, когда все усаживаются на ступенях лестницы, ведущей к Финскому заливу, и читают любимые стихи. А мимо медленно проплывают морские корабли. А в Музее Анны Ахматовой во время интерактивной экскурсии «Сундук с Шереметевского чердака» ученики и учителя выбирают из настоящего сундука вещи прошлых времен и придумывают свои истории о них, а потом слушают рассказы экскурсовода о жизни поэта в Фонтанном доме в прошлом веке. Посылаются письма друзьям (а порой и самому себе, будущему) в самостоятельно нарисованных конвертах - проект mail-art. И многое другое, что осознается как интересное и ценное для всех приехавших.
Каждый день создаются авторские тексты о прожитом дне, о новом пространстве и времени. Тексты создаются в определенном жанре (хокку, очерк, стихотворение в прозе, эпическое сказание...) или стиле (подражая «Евгению Онегину», «Кому на Руси жить хорошо», путевым запискам А.Грибоедова и И.Гончарова). Все тексты читаются или вслух или собираются на специально созданной для этого страничке в Интернете. Во время практики старшеклассники делают дневники путешественника, слушают лекции учителей, смотрят и обсуждают фильмы (например, анимационный фильм А.Хржановского по рисункам И.Бродского «Полтора кота»), репетируют свои спектакли. И создание коротких метафор «Это путешествие было подобно...». А еще на стене появляются записи «Хочется сказать спасибо...», а там - имена друзей, родителей, учителей, новых знакомых.

Марина ПАВЛОВА, Антон СКУЛАЧЕВ,
учителя словесности гимназии №1514