Здесь буквально воспринимается лозунг «Знание - сила». Но главная задача педагога - воспитать человека, чтобы полученные знания он применял в мирных целях, защищая себя и своих близких, ни в коем случае не во вред окружающим. Наши педагоги творчески подходят к своей профессии - при проведении уроков используют не только различные традиционные, но и инновационные методики.
Как не устать от детских вопросов и проблем? А ироничное отношение немалой части родителей к урокам физкультуры? А бумаги, отчеты, заявки, которые постоянно требует от тебя непосредственное начальство и руководство Федерации самбо Москвы? А пара выходных в месяц - остальные посвящены выездам на соревнования, соревнованиям у себя в «Алкиде», судейской работе на городских и всероссийских турнирах... Но ничто не заменят детские счастливые глаза, оттого что «все получилось»! Радоваться вместе с учениками их успехам, вместе с ними расти и развиваться - в этом и заключается смысл работы учителя, а может быть, и жизни. Просвещенный человек благодарен любой жизненной трудности. Она заставляет проявлять волю и осваивать почву своих новых возможностей.
Как справедливо заметил Антон Семенович Макаренко: «Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела». Наши педагоги знают дело на «пять с плюсом»! И кто хочет учиться, постигать непростую науку самбо, тот учится, и научается, и побеждает! «Никогда не сдавайся!» - любимый лозунг учителя физической культуры, педагога дополнительного образования по борьбе самбо Романа Владимировича Алексеева, которому он следует много лет, увлекая за собою учеников. «Упал - встань, и снова вперед! Больно, обидно - найди в себе силы собраться и снова идти к поставленной цели. В жизни будет много трудностей - главное не падать духом» - так он нередко говорит своим воспитанникам. Так что самбо для мальчишек - некая школа жизни. Здесь они учатся терпению, мужеству, настоящей мужской дружбе. И тому, что, сколь сладки бы ни были победы, важнее быть настоящим человеком.
Роман Владимирович недолго выбирал профессию. Ему повезло: бабушка, тренер по академической гребле, во время войны готовила десантников-лыжников для заброски в тыл врага, отец всю жизнь проработал детским тренером, правда, по спортивной гимнастике. Сын выбрал свое направление спорта - самбо. Отслужив в армии в рядах Военно-морского флота, где, кстати, ох как пригодились знания и навыки, полученные на тренировках самбо, поступил на заочное отделение института физической культуры. Дальнейшим шагом в самостоятельной жизни стало решение пойти работать в детский спортивный клуб, в котором он вырос, и он полюбил этот замечательный вид спорта. Через год представилась возможность начать работать самостоятельно во вновь создаваемом клубе на базе Центра детского творчества, искусства и спорта ЮЗАО, ныне являющемся одним из структурных подразделений школы №118. Создавал и обустраивал новый клуб буквально собственными руками. Темой дипломной работы в институте взял разработку программы занятий с детьми в спортивном клубе. В то время программ для спортивных школ было достаточно, а клубных программ, по сути, не было. Диплом защитил на пятерку, программа получила отличную рецензию кафедры РГУФК. С тех пор программа неоднократно переделывалась в соответствии с новыми жизненными требованиями, давно из досуговой превратилась в образовательную. Но по-другому, видимо, нельзя: с практикой приходит новое видение каких-то моментов в организации учебно-тренировочного процесса. Внешние факторы также заставляют постоянно обращаться к модернизации учебного процесса: спорт молодеет, технологии меняются, дети приходят разные... Поводов для самосовершенствования и педагогического поиска достаточно.
Понемногу, год от года, стали появляться плоды труда: есть среди учеников Романа Владимировича победители и призеры первенств города Москвы по самбо, победители и призеры всероссийских и международных турниров. Есть и подготовленные им судьи. Роман Владимирович может долго говорить об успехах его учеников, хороших, талантливых людей, выросших в жизни, не только в спорте. Артем Артемьев, кроме того что создал свою «Школу борьбы», является главным тренером сборной России по свободному бою. Георгий Грядовкин работает тренером в спортивном клубе «Крылья Советов», Олег Михмель - заместитель руководителя «Российской лиги самбо». Владимир Чураков преподает экономику в Высшей школе экономики - в клубе частый гость. Немало ребят, занимаясь самбо, смогли поступить и окончить престижные вузы и работают по избранной специальности. И один из ярких учеников Алексеева - ныне учитель физической культуры нашей школы, педагог дополнительного образования Олег Эльбрусович Колоев. Он уже 15 лет работает вместе со своим тренером в спортивном клубе «Алкид». С 12 лет тренировался в клубе, выполнил норматив кандидата в мастера спорта, стал судьей всероссийской категории по виду спорта. Правда, сначала по настоянию родителей окончил бакалавриат строительного университета (МГСУ), а затем-таки прислушался к советам Романа Владимировича, давно разглядевшего в нем задатки педагога, тренера, и поступил в институт физкультуры получать второе, спортивное образование. Олег Эльбрусович так же увлеченно работает с мальчишками. И родители новых учеников уточняют по телефону: «Фамилия тренера, который в этом году набирает новых учащихся, - Колоев?»
Настоящий педагог должен уметь так построить свои уроки, свои отношения с учащимися, чтобы они захотели научиться этому сложному, развивающему мозг виду борьбы: такой техники, такого объема двигательных навыков нет ни в одном виде борьбы. Роману Алексееву это неплохо удается. И дети с горящими глазами на его уроках - не редкость. Он сам влюблен в самбо (до сих пор участвует в чемпионатах Москвы среди мастеров-ветеранов) и свою увлеченность передает воспитанникам. Он «заражает» самбо!

Наталья ЯКУНИНА, педагог-организатор с/к «Алкид»