Одним из способов решения этой проблемы, на мой взгляд, являются экскурсии. Перед изучением «Слова о полку Игореве» в 9-м классе мы отправились в Ярославль, где находится единственный в России музей, посвященный этому произведению, осмотрели историческую часть города и кремль. Чтобы получить представление о коммунальном быте, с учениками 7-8-х классов посетили экспозицию «Мой дом - Россия. XX век» в филиале Исторического музея. А подмосковная усадьба Середниково позволила соединить литературу и историю в одной экскурсии - о знаменитых родственниках Лермонтове и Столыпине.
Любой краеведческий музей может наглядно ознакомить юных посетителей с крестьянским, мещанским бытом той или иной местности, любая усадьба - с дворянским укладом жизни, а дальше уже от учителя зависит, как использовать эти впечатления на уроках.
В Москве много музеев - «выбирай на вкус», как советовал Маяковский. Посетителям предлагаются интерактивные экскурсии, театральные экскурсии, уроки в музее. Внеклассную работу приходится планировать на год.
В конце учебного года появилась возможность взять в качестве внеклассного чтения «Трудно быть богом» Стругацких. Начала рассказывать об истории создания книги и поняла, что словосочетание «холодная война» - пустой звук для моих восьмиклассников. Можно «объяснить на пальцах», можно показать документальный фильм, а можно тот же документальный фильм посмотреть в настоящем подземном бункере - ныне музее холодной войны. Что лучше? Вопрос риторический.
Даже самых любознательных школьников может отвернуть от музея или театра необходимость «отчитаться о мероприятии в письменной форме». Поэтому я не требую от своих учеников обязательных рецензий - только по желанию. Стимулирую, разумеется, оценками и личным примером, а также возможностью увидеть свой труд опубликованным в «Школьной газете». Медленно, но верно количество «писателей» растет. Современным детям интереснее и проще оформить свои впечатления в виде презентации или фильма. Нашему поколению это непривычно, но почему бы не воспользоваться новыми техническими возможностями? Тем более что устного обмена мнениями по поводу увиденного и услышанного вне школы это ни в коем случае не отменяет, а те же фотографии очень оживляют процесс. Я не жду быстрых результатов - они, как правило, недолговечны. То, что визуально впечаталось в память, подкрепилось в процессе обсуждения, когда-нибудь непременно пригодится, пусть даже в качестве аргумента в экзаменационном сочинении по русскому языку, когда все выученное-прочитанное от волнения вдруг выскочит из головы.
Как далеко простирается моя лояльность? Если можно не писать рецензии, то и читать, наверное, необязательно? Да, тем, кто идет в театр, разрешаю не читать драматическое произведение, но книгу на уроке иметь обязательно. Работая по тексту, сами не заметят, как прочитают его. А заглянут в книгу даже раньше тех, кто в театр не ходил и ограничился кратким пересказом в Интернете (ни для кого ведь не секрет, что современные школьники по большей части так и поступают): захотят проверить, так ли было у автора или это режиссер придумал. Если грамотно расставить «ловушки», разумеется.
Еще одна хитрость, стимулирующая чтение, - буккроссинг. В кабинете есть специальный стол, на котором просто лежат книги. Хочешь - бери и читай, только в обмен принеси свою, которая тебе понравилась и ты можешь ее рекомендовать одноклассникам. Первый «заброс», конечно, сделала я, посоветовавшись с сыном. Коллеги сомневались в качестве такой «свободной» литературы. Против ожиданий это оказались не сплошные комиксы, ужасы, фантастика и детективы в мягких обложках, а очень даже интересные, а главное - разные книги, некоторые из них я сама с удовольствием прочитала.
Я не утверждаю, что все мои ученики с радостью тратят свободное время на театры и музеи, а также чтение книг сверх программы только потому, что никто не заставляет их это делать. В прошлом году мне достался 8-й класс, не умеющий учить стихи. Планку по количеству обязательных произведений наизусть пришлось снизить, иначе ничего, кроме бунта, я бы не получила. Актерское чтение слушали с удовольствием (особенно видеоролики медийных личностей), но сами мало что могли. Пришлось подключать семейные ресурсы. Проект «Родители читают стихи - дети получают оценки», как бы смешно это ни выглядело поначалу, позволил сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Через полгода уже никто не пользовался возможностью принести видеозапись маминого или папиного чтения наизусть вместо собственного исполнения. Наоборот, увлеклись выбором произведений для заучивания (понятно, что искали объем поменьше, но попутно много интересного обнаружили в поэтических сборниках), а некоторые особо талантливые даже изобрели собственные способы запоминания - графические.
Мой «семейный формат» обусловлен тем, что я работаю в классе, где учится старший сын, хотя  привычка приглашать с собой его друзей, когда мы семьей посещаем какие-то интересные места, сформировалась задолго до того, как я стала мамой и учительницей в одном лице. Это примиряет мужа и других родственников, периодически вовлекаемых в процесс, с моим сумасшедшим образом жизни: по вечерам  в театре, по ночам с тетрадками, по выходным в музее, а на каникулы хорошо бы другие города посетить... Да, я именно так понимаю свою профессию - учить и воспитывать можно и нужно не только в классе за партами.
Сейчас у нас в кабинете висит специальная доска-афиша, где уже 1 сентября появляются анонсы внеклассных мероприятий на ближайшие несколько месяцев (те же билеты в театр приходится покупать задолго до спектакля). Есть любимые театры, куда ходим регулярно, «караулим» премьеры. С некоторых пор я стала предпочитать театры-студии с их искренностью и энтузиазмом молодых актеров.
Я далека от иллюзий, что наша активная внешкольная жизнь существует только «ради искусства». Общение в неформальной обстановке - вот что главное для детей и подростков. И надо давать им такую возможность, разумно сочетая приятное с полезным. Поэтому существует система бонусов. За культурное проведение свободного времени полагаются пятерки по литературе. Да, некоторые мои «театралы» пытаются с помощью таких отметок поправить средний балл. Разве это плохо, особенно в связи с грядущим переходом на рейтинговую систему оценивания? Гораздо лучше, чем тащить в театр или музей насильно, здесь хотя бы какая-то мотивация есть. А со временем, может, и втянется в процесс.
Если поездка долгая, обязательно нужен хороший обед - не в автобусе на коленках. А вот сопроводительная информация от гида, как показывает опыт, не нужна: дети ее либо не слушают вообще, либо к моменту начала экскурсии уже устают от обилия сведений. Так что у нас договоренность: дорога - это их время, пусть музыку слушают, поют, общаются, зато в музее - полная сосредоточенность. А уж потом, если есть такая возможность, надо обязательно побеситься на свежем воздухе. «Аборигенам городских джунглей» этого очень не хватает. Поэтому заканчиваем учебный год мы традиционной и уже отнюдь не культурной вылазкой в один из московских парков, где развлекаемся на полную катушку: гуляем, играем в подвижные игры (вышибалы с восьмиклассниками - это весело!), едим мороженое и просто общаемся - словом, даем старт летним каникулам.
А в начале нового учебного года мои ученики очень удивятся, если наша доска-афиша вдруг окажется пустой.

Вера УШАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1280