- Аскольд Вальтерович, какие события или встречи из школьной жизни повлияли на выбор вами жизненного пути?
- Мои родители не видели меня в другой профессии, хотя никак не ограничивали меня рамками только цирка. Они просто хотели, чтоб мы с братом продолжили их дело, и делали для этого все: давали нам знания, приучали любить свою работу. Но в то же время требовали, чтобы мы серьезно относились к школе, считали, что нам необходимо хорошо учиться, ведь цирковая профессия очень травматична - можно покалечиться и оставить себя и свою семью без куска хлеба. Поэтому, кроме уроков в школе, мы занимались с педагогами по музыке, танцам, изучали языки. Мог ли я стать кем-то другим? Наверное, да. Просто так все складывалось, что не было повода искать что-то другое, и я от этого очень счастлив. Но я очень многогранная личность: мне интересны режиссура, кино, компьютеры, и, наверное, я мог бы найти себя в другой профессии.
- Что из школьных лет оказалось действительно необходимым во взрослой жизни?
- Отец с детства старался привить мне любовь к грамотной устной и письменной речи, этикету. Но я, как и многие дети, не считал это важным. Необходимость владения этими знаниями, навыками проявилась только в более поздние годы, когда я оказался вовлечен в рабочий процесс, в общественные коммуникации.
- Какие чувства вы испытываете, возвращаясь в родную школу?
- Я горд за моих детей, которые пошли в эту же школу, одна - в первый класс, вторая - в подготовительный. Невозможно передать словами то чувство, которое охватило меня, когда я сфотографировал их там же, где когда-то запечатлели нас с братом. Да, со школой у меня связано очень много теплых воспоминаний. Я помню те времена, когда возле нее была всего лишь коробка, когда заливался лед, создавалось футбольное поле, сносили бортик. Я помню, как мы бегали за школу за яблоками. Были и драки, и прогуливали...
- Поддерживаете ли вы связь со школьными знакомыми?
- До сих пор поддерживаю связь со многими людьми со школы. Например, с моим первым учителем Натальей Ивановной. Я очень горжусь, что являюсь ее учеником. Кроме того, сегодня я встретил нашу учительницу по изо, а недавно преподаватель по музыке написала мне, что ее дети и внуки были на моем представлении и получили удовольствие от шоу. Большой честью было встретиться с директором школы Ириной Алексеевной Бабуриной. Высокие достижения школы - это ее работа.
- Что вы хотели бы изменить в действующей системе образования?
- Например, для меня в школе были сложны для изучения предметы вроде литературы и истории. Я их не любил, о чем сейчас жалею, но иначе быть не могло. Дело в том, что история и литература в современной школе изучаются в академическом русле, начиная с младших классов. Думаю, абсолютному большинству школьников сложно воспринимать события отечественной истории и произведения русских авторов на фоне строгих терминологических формулировок, определений. Впрочем, сейчас я понимаю, что знание всего этого действительно необходимо в жизни.
- Что играет ключевую роль в формировании личности ребенка?
- Сейчас я понимаю, что все дети по психологическим параметрам одинаковые, они все проходят через определенные этапы. Очень важную функцию выполняют родители, так как они направляют ребенка. Но детям не нужно забывать, что все в их руках: успех, которого добивается человек, существенно зависит от приложенных усилий и небольшой удачи.

Мария УХИНА, ученица 10-го «Б» класса школы №117