Родители, в основном мамы, находятся в постоянном напряжении и тревоге, беспрестанно думают о проблемах своего ребенка, им кажется, что они недостаточно развивают его, чего-то недодают, что-то не доделывают.
У этой проблемы есть два аспекта. Первый - социальный. На рынке постоянно растет перечень образовательных услуг. В крупных городах это целый бизнес. Это становится своеобразным искушением для родителей, желающих ребенку, конечно же, только самого лучшего. Услуги по дополнительному образованию навязываются довольно агрессивно, в результате чего родители укрепляются в мысли, что чем больше кружков, секций и дополнительных занятий, тем лучше! А без них ребенок ничего не сможет, ничему не научится, ничего не достигнет. Это один из самых распространенных мифов современной российской действительности.
Второй аспект проблемы - психологический, отражающий как личностную, так и внутрисемейную психодинамику. Ведь время поступления ребенка в школу и учебы в ней часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Это может проявляться в учащении конфликтов между родителями, так как продукт их совместной воспитательной деятельности становится объектом социальной оценки.
Вся жизнь расписана по часам, мама вроде бы тоже «при деле», так как ребенка надо беспрерывно куда-то возить, контролировать, напоминать. Но за всеми этими занятиями мама не видит самого ребенка, не обращает внимания на то, к чему он действительно склонен, что вызывает у него неподдельный интерес. Соблюсти золотую середину невероятно сложно и просто одновременно. Это требует от родителя только истинной любви: остановиться, перестать тревожиться, понаблюдать внимательно за своим ребенком, поиграть, поговорить с ним, дать ему возможность рассказать про себя. Если просто дать ребенку свободное время, то он обязательно проявит себя.
Безусловно, есть вещи, которым родители просто обязаны научить своих детей. Это прежде всего научить ребенка учиться, что включает в себя и умение логически и творчески мыслить, и интерес к исследовательской деятельности, и радость и удовольствие от процесса познания. Но научить этому возможно только собственным примером.
Учеба - самый сложный вид деятельности. И главные условия, чтобы он проходил успешно, - это эмоциональная стабильность, спокойствие и интерес.
 
Ольга ВАСИЛИАДИС, Елена МАКСУДОВА, психологи школы №199