Поскольку именно в начальной школе учебная деятельность становится для ребенка ведущей, то в это время важно работать над формированием учебной мотивации так, чтобы к моменту перехода в среднюю школу она стала устойчивым личностным компонентом образования ученика.
Однако с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем учебной мотивации. Такие дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, вследствие чего испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. В результате помимо пробелов в знаниях ребенок получает целый комплекс эмоциональных и поведенческих проблем, у него формируется стойкое негативное отношение к обучению и к школе в целом, могут возникнуть невротические реакции, приводящие к таким соматическим расстройствам, как бессонница, головные боли, обострение хронических заболеваний.

Снижение уровня учебной мотивации
Причины низкого уровня учебной мотивации различны:
- недостаточная сформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, восприятия, моторных функций;
- несформированность позиции ученика;
- заниженная самооценка;
- внутреннее стрессовое состояние;
- проблемы в семье;
- низкий уровень самоконтроля;
- адаптационный стресс.
Недостаточная сформированность высших психических функций лидирует в списке причин снижения учебной мотивации и приводит к трудностям в усвоении материала. Дети с такими особенностями составляют от 15 до 30 процентов учащихся начальной школы. У них отмечаются недостаточная мотивация, повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться на конкретном, даже коротком, задании, невозможность выполнить его самостоятельно, хотя при постоянной организующей и стимулирующей помощи педагога такое выполнение становится возможным. Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения таких детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, то есть частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций может быть оценено с помощью нейропсихологических методов, одним из создателей которых является Александр Лурия.

Дети разные, а учим их одинаково
Развитие психических функций - это длительный процесс, зависящий от индивидуальной генетической программы, внутриутробного развития ребенка и социальной среды, в которой он воспитывается. Одни функции формируются раньше, другие - позже, у одного лучше по сравнению с другими детьми и остальными его функциями развит слух, у другого - зрительное восприятие или ориентировка в пространстве.
Часть детей быстро утомляется, что, как ни печально, часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность. Происходит это при функциональной слабости структур мозга, отвечающих за работоспособность. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке школьники, имеющие такие трудности, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим.
Если у ребенка наблюдается функциональная слабость блока мозга, отвечающего за прием и переработку поступающей информации, это отразится на процессах памяти, пространственной ориентации, зрительного и слухоречевого восприятия, а также проявится в зеркальном написании букв и цифр, путанице похожих букв, таких как «б» и «д», неправильном расположении записей в тетради, в ошибках при устном счете.
При недостаточном развитии блока мозга, обеспечивающего программирование и контроль, ученик с трудом соблюдает и применяет правила, даже если хорошо знает их, и едва ли может себя контролировать, даже если хочет! Школьник с такой проблемой может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку, не принести в школу необходимое.
Таким образом, каждый ученик имеет свои особенности развития, значит, чтобы учить ребенка с пользой, нужно исходить из его потребностей и способностей.

Нейропсихология в работе учителя
Многих проблем можно избежать, если правильно включить нейропсихологический подход в программу обучения. Это поможет учителям, школьным психологам и родителям узнать об объективных причинах отсутствия интереса к обучению у детей и подростков и о возможностях формирования учебной мотивации.
Использование нейропсихологических методов в построении урока поможет учителю оптимально адаптировать методику преподавания к способностям и возможностям современного ребенка. В большинстве случаев у детей повышается уровень учебной мотивации, что является определяющим для их дальнейшего обучения.

Активизация деятельности учеников
Настроить детей на урок помогут ритуалы, включающие ребенка в работу, например, двигательная игра на внимание в начале каждого урока. Также необходимо соблюдать режим нагрузок, избегая монотонности и меняя деятельность до трех раз за урок. Можно ввести в занятие сюжет, элементы игры, организовать работу детей в микрогруппах. Полезны физкультминутки с обязательным включением пальчиковой гимнастики и выполнением детьми движений стоя. При предъявлении карточек для самостоятельной работы объем задания для легко утомляющихся детей должен быть сокращен (распечатка материала более крупным шрифтом сделает незаметной для детей разницу в объеме задания). Утомляющемуся ребенку на уроке можно давать дополнительные поручения, позволяющие переключиться и отдохнуть (раздать листы бумаги, помыть доску, поточить карандаш). Такие поручения уменьшают учебную нагрузку детей: их лучше давать, когда класс заканчивает длинное упражнение или серию примеров, чтобы ребенок не писал последнее предложение или последние 2-3 примера. Это предотвратит ошибки, которые многократно увеличиваются в конце длительной работы.

Помощь детям в программировании, регуляции и контроле действий
Для того чтобы помочь ребенку лучше контролировать свои действия на уроке, важно в первую очередь организовать рабочее место ученика (ребенок должен знать, какие школьные принадлежности у него есть и где они лежат на парте). На начальном этапе обучения детям нужны максимальная наглядность, материализация, развернутость задания, совместное с учителем его пошаговое выполнение с проговариванием каждого шага. Вероятно, некоторым школьникам нужно будет дать возможность шепотом проговаривать каждый свой шаг при выполнении задания, то есть думать вслух. Для привлечения внимания класса можно придумать карточку-знак с определенным символом или звуковой сигнал. Также полезно составлять план урока на доске.

Помощь детям в переработке слуховой и зрительно-пространственной информации
В первую очередь учитель должен следить за дикцией, говорить четко, избегая длинных фраз и используя адекватный по сложности словарь. Необходимо проверять понимание инструкций, данных со слуха. На время диктанта детей с низким слуховым вниманием и памятью стоит пересадить за первую парту, чтобы они хорошо слышали и видели учителя. Для лучшего закрепления зрительного образа букв и цифр полезно «писать» их в воздухе по образцу и по памяти, пальцем на столе, конструировать элементы и так далее. В период знакомства с цифрами, буквами и математическими знаками необходима обязательная пространственная ориентировка и речевое опосредование. Для лучшей ориентации в пространстве можно зафиксировать буквами П и JI правой и левой сторон доски/листа. Стоит выделять ярким карандашом поля и отмечать в тетради точку начала (если у ребенка трудности нахождения начала строки). При необходимости фиксировать правую руку ученика яркой ленточкой. При введении знаков «больше» и «меньше» уделять особое внимание детям с пространственными трудностями, разрешать им писать слова вместе с обозначением символом (11 больше > 5).
Для детей система построения обучения и подачи материала в начальной школе определяет их дальнейшее желание учиться. И именно от подхода учителя к конкретному ученику, от понимания и учета его трудностей зависит, насколько каждый ребенок будет успешен в дальнейшем.
Городской психолого-педагогический центр проводит нейропсихологическую диагностику и коррекцию детей на базе территориальных отделений, а также курс повышения квалификации для педагогов «Профилактика школьной неуспешности: нейропсихологический подход». Данный курс предназначен для учителей начальной школы, его цель - совершенствование профессиональных компетенций в области методов эффективного обучения детей с индивидуальными особенностями нейрофизиологического развития, использование методов нейропсихологии в практической деятельности.

Ольга КАЛИНИНА, педагог-психолог территориального отделения «Переделкино» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы