Что мы подразумеваем под финансовой грамотностью? Рациональное использование экономического инструментария? Навыки безошибочной интерпретации финансовых документов? Знание основных принципов банковской работы?
На настоящий момент более половины (39,4 млн человек) экономически активного населения страны, по данным Объединенного кредитного бюро, имеют непогашенные кредиты. При этом десятая часть (1,3 трлн руб.) от общей суммы всех кредитов не возвращается. Это ни много ни мало полтора процента всего ВВП страны за 2015 год.
Рынок инвестиций в России слабо развит. Банковские депозиты размером своих ставок и надежностью «переманивают» частные инвестиции из реального сектора экономики, а валовое накопление капитала оставляет желать лучшего.
В первой половине этого года средние зарплаты в стране увеличились на шесть с половиной процентов, что означает их реальное уменьшение более чем на восемь процентов с учетом инфляции (Росстат). Это связано с тем, что коммерческие компании перешли в режим экономии средств.
Печальную статистику можно продолжать еще долго. Причин такого положения дел  множество. Одна из них заключается не столько в неудовлетворительной финансовой грамотности населения, сколько скорее в общем отсутствии сформированного экономического мышления.
Откуда берутся деньги? Куда они исчезают? Сколько мы можем заработать и за что нам на самом деле платят? Как предсказать рост своей зарплаты и как соотнести его с возможной финансовой нагрузкой?
Эти вопросы мы должны обсуждать со школьниками, так же как обсуждаем правописание, законы физики или тригонометрию. Только прививая ученикам способность мыслить здраво в экономических аспектах наравне с мышлением социальным или математическим, мы получаем уверенность в завтрашней стабильности.
Понимание структуры и взаимодействия отдельных финансовых инструментов немыслимо без понимания фундаментальных вещей, таких как устройство коммерческих фирм и внутренние денежные потоки, привлечение капитала и оплата труда. Именно на этих вопросах мы и заострили внимание при проведении окружного конкурса «Строим организацию», который совсем недавно прошел в школе №2117.
Мероприятие проходило в рамках программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения города Москвы» при координации Московским центром технологической модернизации образования (ТемоЦентр). Для участия были собраны команды старшеклассников образовательных комплексов ТиНАО.
Первый этап конкурса носил форму семинара, состоящего из трех основных направлений: организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, материальная мотивация.
Приглашенные специалисты - сотрудники коммерческих банков - в своих выступлениях раскрыли основные аспекты, связанные с ролью ценных бумаг, устройством и бизнес-процессами организаций, ключевыми показателями эффективности и стратегией коммерческих фирм.
Каждая из команд получила свое задание в кейсовой форме, основной целью которого было построить модель организации в поставленных условиях, описать ее внутренние денежные потоки, выпуск ценных бумаг, общую структуру и экономическую деятельность.
Второй этап заключался в защите проектных работ. Всего за шесть дней участникам предстояло открыть свои футбольные клубы, коммерческие банки, заводы и авиакомпании. На первый взгляд трудные задания оказались выполнимыми, участники узнали много нового не только во время семинара, но и в процессе выполнения работ, что изначально и ставилось в качестве цели проведения конкурса.
Победители получили призы, все участники - сертификаты, полезные знания, опыт публичного выступления и новые эмоции.

Павел РЫБНИКОВ, педагог-организатор школы №2117