- Вы назвали лекцию «Начало премиального сезона. Главные фильмы 2016 года». А как устроен кинематографический год в целом, начиная с января?
- Фильмы можно разделить на две большие категории. Одна категория - это кино, которому не нужно продвижение на фестивалях, зрители и так на него пойдут. Это в основном блокбастеры. В них снимаются звезды, это популярный жанр, в них спецэффекты, большой бюджет. Такому фильму оценка профессионалов часто только вредна, потому что про него могут сказать: «Денег вбухали кучу, а фильм - дрянь». Поэтому такие фильмы показывают сразу в кинотеатрах, чтобы бедная публика не успела опомниться, но успела отнести в кассу свои денежки.
Вторая категория - это фильмы, в которых нет знаменитостей, рекламной поддержки, большого бюджета. Этим лентам остается надеяться только на фестивали, потому что на них приезжает пресса и пишет о лучшем. Это их единственная реклама. Посмотрев классную картину, ты желаешь, чтобы она стала сенсацией, чтобы все пошли ее смотреть, ты пишешь о ней, рассказываешь на радио и телевидении: «Это лучшее, это нельзя пропускать». А потом - раз - и фильм проваливается в прокате. Это всегда обидно. Поэтому списки лучших работ в конце года - это наша маленькая компенсация.
Ленты из второй категории иногда доползают до премий, и когда год заканчивается, ближе к ноябрю, начинается «премиальный сезон». Всевозможные киноакадемии подводят итоги и говорят, кто был лучшим, а критики подводят свои итоги - совершенно отдельные. Чаще всего не совпадающие.
На днях был обнародован первый список номинаций года - Европейской киноакадемии European Film Awards. Следом пойдет «Золотой глобус», «Оскар» и т. д. Самой последней будет наша «Ника», аж в марте.

Вот список 12 лучших фильмов 2016 года по версии Антона Долина с его комментариями.

Блокбастер года - «Доктор Стрэндж»
- Почему сейчас мы переживаем бум фильмов про супергероев? Это связано с тем состоянием тьмы и неуверенности, в котором пребывают современный мир и человек. После событий 11 сентября 2001 года Америка и весь мир ждали того, кто найдет язык, на котором об этой трагедии можно будет говорить в кино. Герои-одиночки, сыгранные Сталлоне и Шварценеггером, уже не годились. И тогда пришли супергерои, полубоги - существа из новоязыческой религии.
Доктор Стрэндж - нейрохирург. Он абсолютно не верит ни в какую мистику, только в свою гениальность. И вот Стрэндж попадает в жуткую автокатастрофу, где повреждает свои золотые руки. Тогда доктор отправляется в Непал, где вступает в секту... Фильм как бы в шутку приглашает нас отказаться от рационального взгляда на мир, уверовать в невозможное. В итоге получается терапевтический разговор с публикой. Мол, не бойтесь реальности, за реальностью есть что-то ирреальное, и вы все сможете преодолеть.
В фильме безупречный кастинг. Лучшего актера на роль скептика-прагматика, который вдруг проваливается в некое безумие и начинает в него веровать, чем Бенедикт Камбербэтч, не придумать. Это немножко новые приключения Шерлока и немножко пародия на Шерлока.
Научно-фантастический фильм года - «Прибытие»
- Этот фильм снял канадский режиссер Дени Вильнев. Получилась высокоинтеллектуальная история, изложенная простым языком. Это история не о пришельцах и людях, а о том, какую роль в нашей жизни играет язык, что он нам дает и что объясняет, до какой степени сам язык может открывать нам иную реальность. Здесь играет прекрасная Эми Адамс. Она вообще главная актриса этого года.
Драма года - «Под покровом ночи»
- Том Форд говорит в этом фильме об отношениях мужчины и женщины. Это история двух вроде бы непересекающихся прямых. Женщина-галеристка, живущая в браке с красавцем-мужем, получает посылку, в которой рукопись романа. Роман написан ее первым мужем, которого она не видела 20 лет. Они расстались из-за того, что он хотел стать писателем, а она не верила, что муж на это способен, и убеждала его заняться чем-нибудь более прагматичным. В результате они разошлись, он написал роман, который должен быть вот-вот опубликован, а рукопись прислал ей, причем рукопись ей и посвящена.
Главную роль играет упомянутая уже Эми Адамс - совершенно магическая актриса. Форд исследует теневую зону нашего сознания. Она есть у каждого человека, но не каждый режиссер способен запустить туда руку. Фильм действительно 18+, детей с собой не берите. Он очень тревожный и застревает настолько глубоко, что потом из себя его не вытащить. Я его посмотрел в сентябре на фестивале в Венеции, где он получил Гран-при жюри, и он меня с тех пор не оставляет.
Азиатский фильм года - «Служанка»
- Это эротический триллер южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука. Сегодня Южная Корея - одна из главных киностран. За счет квот в Корее удалось создать замечательную кинематографию. Там есть авторское кино, замечательные фильмы ужасов, великолепные комедии, отличное шпионское кино.
Но есть и режиссеры, которые, как Альфред Хичкок, могут снимать фильмы глубоко авторские, но при этом очень захватывающие. Пак Чхан Ук - один из них. «Служанка» - это фильм об обмане, но обманывается сам зритель, причем несколько раз. А для зрителя нет ничего приятнее, чем быть обманутым.
Лучший фестивальный победитель - «Женщина, которая ушла»
- Картину снял филиппинский режиссер Лав Диас. Лав - это сокращение от Лаврентий. Его так назвали в честь Берии родители - радикальные сталинисты. Но сам он не является никаким коммунистом или сталинистом. Несмотря на разницу между подходом к морали европейцев и азиатов, Лав Диас показывает себя моралистом европейского и даже русского образца.
Хотя фильм длится 3,5 часа, он поставлен по рассказу Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», написанному им для «Азбуки» и умещающемуся на пяти страницах.
Лучший фильм классика - «Она»
- Пожилые режиссеры не так часто делают современные живые картины, но в этом году такое случилось. Голландский режиссер Пол Верховен вернулся из Америки в Европу и снял фильм «Она» с Изабель Юппер в главной роли. Фильм о границах политкорректности, о том, что под нашими масками скрывается что-то дикое и абсолютно животное.
Фильм, снятый женщиной, - «Тони Эрдман»
- Марен Аде сняла историю о немке, которая нашла хорошую работу в Бухаресте, но у нее не хватает времени на себя. У нее есть любовник-коллега, однако в целом она несчастлива и давно с этим смирилась. И однажды к ней сюрпризом приезжает отец - вышедший на пенсию учитель музыки. Он обожает розыгрыши и приезжает к ней, переодевшись в выдуманного типа, представляющегося Тони Эрдманом. Он надевает парик, вставляет уродливую челюсть и начинает героиню троллить, чтобы выбить ее из скучнейшего офисного мира и заставить почувствовать себя живым человеком. Это лирическая комедия, но очень необычная.
Лучший авангард года - «Сьераневада»
- В Румынии кино вообще никем не поддерживается, и румыны сделали стиль из минимализма. Там нет спецэффектов, нет закадровой музыки, нет ничего, но есть остроумные сценарные находки. Действие фильма Кристи Пую «Сьераневада» происходит в четырехкомнатной квартирке на окраине Бухареста. Там должны пройти поминки по случаю 40 дней со дня смерти отца главного героя, и в эту тесную квартиру собирается вся огромная семья. Весь фильм рассказывает о том, как люди готовятся к этим поминкам, но они никак не могут произойти, потому что в пробке застрял поп, который никак не может приехать. Тем не менее это надо видеть...
Лучший мультфильм года - «В поисках Дори»
- Анимация перестала быть зрелищем только для детей, потому что и детям, и взрослым мультфильмы говорят о чем-то серьезном. «В поисках Дори» американца Эндрю Стэнтона - это анимационный «Человек дождя». Это фильм о рыбке, которая не такая, как все - у нее крайне короткая память. Но из этой инаковости она пытается извлечь пользу и быть выше в чем-то другом, чем остальные.
Лучший американский фильм - «Патерсон»
- Джим Джармуш снял историю про водителя автобуса, который является замечательным поэтом. Но об этом знает только его жена, потому что он нигде не хочет публиковаться. В фильме - семь дней из его жизни.
Лучший российский фильм года - «Дуэлянт»
- В принципе у многих в голове «каша» из XIX века. Вроде бы нельзя считать себя интеллигентным человеком, если ты не читал «Евгения Онегина», но мы его проходим в школе в том возрасте, когда его невозможно понять. Я уже не говорю про «Войну и мир» и «Преступление и наказание». Возвращение в XIX век на новом уровне позволяет увидеть в нашем времени что-то необычное. Алексей Мизгирев - мастер авторского кино - попытался вытащить понятие чести, о которой забыли многие депутаты, шкалу ценностей, и сделал это абсолютно оригинально.
Лучший документальный фильм года - «В лучах солнца»
- Эта российская лента еще идет на экранах. Виталий Манский несколько лет добивался права ее снять в Северной Корее. Он хотел снять документальный фильм о девочке, которая вступает в Союз детей - аналог нашей пионерской организации. Тогда северокорейские товарищи сказали: «Вы будете снимать эту девочку и эту семью. А вот это они будут говорить».
По случаю съемок для девочки построили новую школу, набрали учителей, родителям поменяли место работы. Вся жизнь была превращена в огромный фейк. Манский, однако, их перехитрил. Каждый день флешку с отснятым материалом он обязан был сдавать корейским товарищам. Но режиссер держал наготове две флешки и просто не останавливал камеру, снимая все время. Получилось потрясающее кино - кино о двойной реальности и о том, как кинематограф ее разоблачает. Этот фильм очень важен для нас.

- Каковы, на ваш взгляд, критерии хорошего кино?
- Мы, критики, отличаемся от остальных только тем, что у нас есть инструментарий для сложного анализа. Но самый мощный критерий - это время. Если картину смотрят спустя 50 лет, то это хорошее кино. Если мы посмотрим на лауреатов «Оскара» 1950-1960-х годов, то обнаружим множество фильмов, от которых ничего не осталось, их никто не помнит.
При этом не надо путать эффект от хорошего фильма с эффектом от рекламы. В десятку худших фильмов последних лет я включил бы ленту «Вий». У него были огромные сборы, потому что прокатчики создали сильный ажиотаж ожидания: за первые 4 дня проката была собрана невероятная касса. Потом люди опомнились, и на второй уик-энд сборы резко упали.
- Почему, по-вашему, у нас такие слабые сценарии на фоне Голливуда?
- Сравнивать наше кино и американское некорректно. В Голливуде есть мощнейшая, не прекращавшаяся традиция. У нас такой традиции нет. В России довольно молодая кинематография, потому что советскому кино мы наследуем только технически. От него ничего не осталось: там была другая система, другой зритель, другой тип проката, были квоты. Правильнее себя сравнивать с греческой или болгарской кинематографией, а не с голливудской. Голливуд изначально снимает фильмы для всего мира, в отличие от других стран. Поэтому нам с ним никогда не сравниться. Но в области авторского кино все равны, потому что оно снимается для ограниченного количества людей. Джармуша можно сравнивать с Сокуровым. Но сравнивать Спилберга с Михалковым смешно.
- Есть ли первичные признаки вставания российского кино с колен?
- Нет. Мы в яме, но она не очень глубокая, и кому-то удается из нее выкарабкаться. Пока государство будет указывать, что снимать и на какие темы, ничего толкового у нас не будет. Государство должно щедро одаривать всех, не требуя ничего взамен. Есть и другой вариант: вообще не давать деньги на кино, чтобы снимали не 100 режиссеров, а 10, но те, которые без этого не могут. И тогда они будут совершать чудеса и снимать фильмы, которые люди будут смотреть.