Современный выпускник школы должен не только обладать знаниями, но и уметь их применять. На решение этой задачи направлены олимпиады школьников, проектно-исследовательская деятельность, различные интеллектуальные конкурсы. Однако не менее важна событийная среда, создаваемая внутри каждого образовательного учреждения.
Ее главной чертой является вовлечение учащихся в процесс, а значит, использование знаний не только на заключительном, финишном или конкурсном этапе, а на всех этапах подготовки. Если же эта работа ведется системно и целенаправленно (а у нас в лицее №1598 именно так), то каждый учащийся, принимая участие в событиях и их подготовке, оказывается в разных ролях: организатора, исполнителя, участника, наблюдателя.
Одним из крупнейших событий лицейской жизни вот уже 6 лет является экономическая игра. Она включает элементы ролевых, организационно-деятельностных, деловых, предметных игр. Учащиеся учатся применять свои знания в области экономики, права, обществознания, математики, лингвистики, развивать социальную компетенцию. И главное - здесь в игровой форме моделируется реальная жизнь государства.
На один день лицей превращается в государство со своим правительством, законами, валютой. Каждый учащийся выбирает роль члена правительства, частного предпринимателя, государственного служащего, рабочего. Не все притязания оказываются оправданными, например, президентом станет только один. Количество мест в правительстве тоже ограничено.
Подготовка к игре начинается за несколько месяцев. Подготовкой и проведением игры руководит совет координаторов, в который входят администрация и педагоги.
Учащиеся 9-11-х классов могут баллотироваться на пост президента. Они проводят свою предвыборную кампанию, участвуют в политических дебатах. Все учащиеся лицея участвуют в выборах. Избранный президент формирует правительство, в состав которого входят вице-президент, министр юстиции, министр экономики, министр внутренних дел, министр социального развития и их заместители. Правительство начинает работу над законами и кодексами государства, рассчитывает бюджет. Всей подготовкой, а потом и самой игрой, руководит президент. Таким образом, ученик имеет возможность почувствовать себя главой маленького государства!
На основе законов идет организация работы различных учреждений. Например, проходит регистрация частных фирм. Их учредителями становятся учащиеся, не входящие в состав правительства. Они создают фирмы, которые предлагают товары и услуги. Составляется бизнес-план, на основании которого принимается решение об открытии фирмы. В ходе игры ведется учет доходов, выплачиваются налоги. Фирмы же абсолютно разные. Это фотостудии, кинотеатры, танцевальные и изостудии, а также лотереи, выставки, кондитерские, пиццерии, блинные, кафе национальной кухни, магазины, парикмахерские.
Параллельно начинается организация работы государственных фирм. Их руководителями являются учителя. Главная цель этих фирм - дать возможность заработать деньги интеллектуальным трудом. Учителя готовят различные практико-ориентированные задания, опосредованно связанные с учебными предметами. Важно, чтобы задания были трех уровней сложности, выполнение каждого должно быть рассчитано в среднем до 15 минут. Главный плюс краткосрочных заданий разного уровня в том, что каждый учащийся за время игры может посетить несколько фирм и заработать деньги в разных местах.
Например, в статистическом бюро, подготовленном учителем математики, учащиеся составляют диаграммы, прогнозы развития бизнеса, производят расчет процента по вкладам и кредитам.
А сотрудники дизайнерского бюро делают расчет необходимых стройматериалов для ремонта конкретной квартиры. Также учащиеся предлагают разные варианты перепланировки квартиры со своими расчетами.
Туристическая фирма, организованная учителем иностранного языка, предлагает сотрудникам сделать перевод меню ресторана, составить экскурсию, перевести путеводитель. Издательский дом (учитель русского языка и литературы) набирает работников для редактирования текстов, сбора материалов для выпуска газеты, иллюстрирования книг. В конструкторском бюро (информационные технологии) сотрудники могут попробовать свои силы в сборке роботов и написании программ. Юридическая консультация предлагает решение юридических задач.
Свою деятельность ведет биржа труда. Ее работу организует министерство социального развития. Здесь учащиеся выполняют уборку помещений и территории, различные подсобные работы. Кроме того, работают полиция, суд, банк и другие институты государства. Игровой день продолжается с 9.00 до 14.00. Каждый гражданин государства получает свой стартовый капитал.
Правительство следит за соблюдением законов, занимается контролем выплаты налогов, ведет судебные заседания, издает указы.
Открывается государственный магазин, где участники на заработанные деньги могут приобрести канцтовары, технические приспособления.
Кульминация игры - аукцион. Учащиеся могут участвовать в торгах за самые интересные призы: диски с компьютерными играми, различные гаджеты.
Несомненно, ребята в процессе игры получают колоссальный жизненный опыт. Они учатся строить бизнес, применять свои знания, проявлять свою предприимчивость. В государственных же фирмах ребята знакомятся с работой разных специалистов, учатся оценивать свои возможности. Пожалуй, наиболее ценный опыт получают члены правительства: они сами играют и многому учатся в этой игре, они же создают игру для других.
Самое главное - все участники приобретают бесценный социальный опыт, они учатся жить и трудиться в обществе.
1598@edu.mos.ru