«То, что мы сделали с Беном, не имеет аналогов. Мы создали рай из Платонова государства. Наши дети будут правителями-философами», - скажет героиня этого фильма. Вместе с мужем она будет учить своих шестерых детей дома. Последние будут знать несколько языков, квантовую физику и высшую математику, читать «Братьев Карамазовых» и «Ткань космоса», быть физически крепкими и уметь выживать в дикой природе. А еще они беспрекословно слушают отца и со знанием дела рассуждают о политике и науке. Эти дети, эта семья фантастичны.
Первая часть картины подобна утопии лучших мыслителей человечества вроде Жан-Жака Руссо, конечно, не без шокирующего обывателей натурализма. Жизнь в нетронутом уголке природы, мытье в водопаде и добывание пропитания охотой, песни у костра большой, дружной семьей могут показаться идиллией. Ее и создали сначала в своем воображении, а затем наяву Лесли и Бен, ненавидящие общество потребления и желающие своим детям совершенно другого. Они рискнули и сделали именно то, на что не решаются обычно теоретики и мыслители, - построили свой рай на земле.
Но нет рая без змия и яблока без червоточины: изумление и эйфорию сменяют шок и ужас. Внезапно выясняется, что мама этих потрясающих детей... покончила с собой. Что она была психически нездорова и муж привез ее в глушь именно потому, что надеялся на улучшение ее состояния.
Отец Лесли страшно зол на Бена - он считает зятя виновным в болезни и смерти дочери и обещает посадить его, если тот явится на похороны. Но как наш герой (трудно представить в этой роли кого-то, кроме Вигго Мортенсена) может не попрощаться с той, которую так сильно любит, и не выполнить ее последнюю волю? А она, мягко говоря, не вписывается ни в какие рамки, как и вся их жизнь: Лесли желала проститься с миром под песни и танцы и просила спустить ее прах... в общественный туалет.
Конечно, Бен с детьми поедет на похороны. Скандал неизбежен, но главный конфликт происходит не на общественном, а на семейном уровне. Дети, прежде всего вступивший в подростковый период Рэлиан (замечательный Николас Хэмилтон), начинают бунтовать. «Отец свел маму с ума. Он опасен, - говорит он старшему брату, верящему в непогрешимость отца, и вопрошает: - Думаешь, мы так замечательно живем?» И дело не только в том, что ребята не знают, что такое кроссовки «Адидас» и как играть в компьютерные игры, и не в том, что у них как на подбор чудные имена. Они вообще не похожи ни на кого вокруг и не знают, как вести себя в человеческом обществе. В супермаркете они воруют, а после первого поцелуя готовы жениться.
Мир проверяет их взгляды на прочность, отталкивает и притягивает одновременно. Когда Бен узнает, что его старший сын Бодаван (великолепно наивный в роли Джордж МакКей) поступил во все престижные вузы страны - Гарвард, Йель, Принстон, он недоумевает: «Чему они могут тебя научить?» И сын говорит главное: «Я начитался... книг, но не знаю ничего о мире!» Оказывается, Лесли это временами осознавала и именно поэтому помогла сыну втайне от мужа.
Неужели Бен и правда вырастил детей уродами, которые не могут вписаться в мир по его вине? Момент, когда герою кажется, что он потерпел полный крах своего мировоззрения, что дети его отвергли, пожалуй, самый сильный в картине. Но... ведь за падениями следуют взлеты, и лучшие в мире дети - ответственный Бодаван, ловкая Веспер, голосистая Хиллер, искренний Рэлиан, знаток Билля о правах человека Заджа и любопытный Найт - сделают уже сознательный выбор в пользу отца. Но их отношение к миру претерпит апгрейд - они будут учиться разумному компромиссу между своей внутренней вселенной и законами социума и цивилизации. Интереснее, как изменится мир после их появления. Этот вопрос в картине остается открытым.
«Капитан Фантастик» - талантливое и умное кино именно в силу своей неоднозначности. Режиссер Мэтт Росс не принимает ничью сторону, постоянно подбрасывая нам сомнения как повод самим задуматься о степени компромисса с этим миром. Не случайно он получил приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» последнего Каннского фестиваля.