Объяснение находим у В.Франкла в его размышлениях о смысле жизни: «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, но более того, он видит потенциальное в нем...» В этом суть любви как категории педагогической.
Первое «надо» воспитателя юного исследователя - целенаправленно, сознательно развивать в себе самих позицию жизнелюба. Любить жизнь во всех ее проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия. Уметь удивляться совершенству мира. Легко и просто при этом «воспитание любовью». Это значит создание благоприятных условий для развития человека.
Ребенок (подросток) должен развиваться в «пространстве любви», у которого есть две стороны - быть любимым и уметь любить окружающий мир и себя в этом мире. Следует помнить, что «дети отражают любовь»: если они получают ее, они ее возвращают. Необходимо учиться выражать и передавать ребенку любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения.
Ну а как быть, если «не любится», ведь любовь - чувство, трудно поддающееся разуму и приказам извне? И здесь можно предложить примерно такую логическую цепочку:
1) Понять, что они дети, поэтому и ведут себя как обычные (разные!) дети. Часто в мыслях и поведении детей есть то, что не отвечает нашей «взрослой» морали. Это надо понять.
2) Принять его таким, каков он есть на самом деле, со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
3) Как можно полнее узнать, досконально изучив его, и выразить понимание и сострадание, сочувствие.
4) Найти позитивное в личности ребенка, дать ему почувствовать поначалу хотя бы маленькую толику уважения, выразить «авансированное доверие», включить в общую деятельность.
5) Установить личный контакт средствами невербального общения: контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика. Возможен физический контакт - пожать руку, похлопать по плечу, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам. Оказать маленькие знаки внимания, создавать ситуации успеха.
6) Не пропустить момент словесного, поведенческо-эмоционального отклика - постараться установить партнерские, деловые, дружеские отношения в реальной деятельности; принять действенное участие в его судьбе, помочь справиться с жизненными трудностями. На этом этапе появляются первые зачатки подлинного чувства любви. Не стесняться проявлять эту любовь и откликаться открыто на проявления ответной любви; закреплять эти маленькие «ростки» в повседневной практике общения.
Важно помнить при воспитании личности юного исследователя непреложную истину, выраженную Р.Рождественским:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви...

Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук