«Дополнительное образование приобретает все большее значение для всестороннего развития ребенка, его подготовки к самостоятельной жизни. В кружках и секциях дети не только с интересом проводят время. Здесь они получают основы будущих профессиональных компетенций и одновременно защиту от вредных влияний и соблазнов, которые все агрессивнее окружают детей, в том числе в виртуальном пространстве. Это бесценный ресурс, которым далеко не всегда обладает обычная школа, и он должен быть максимально реализован. Полумеры, формализм здесь особенно неприемлемы», - убеждена Любовь Духанина.
Анализируя выполнение задачи, поставленной в майском указе Президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина увеличить к 2020 году число детей, получающих дополнительное образование, до 75%, эксперты ОНФ пришли к выводу, что организации допобразования различных форм собственности не имеют равных возможностей для эффективной работы.
Об этом свидетельствует и очередной отчет правительства. В нем говорится, что во исполнение поручения внесены изменения в Закон «Об образовании в РФ». Однако эти поправки не обязывают регионы финансово обеспечивать муниципальные и частные организации дополнительного образования - субъектам лишь предоставляется такое право.
Как подчеркивает Любовь Духанина, законодательно не закреплены ни конкретные требования к обеспечению доступа частных организаций к бюджетному финансированию, ни механизм обеспечения такого доступа. Более того, из обновленного закона вообще не следует, что муниципальные и частные организации допобразования имеют равный доступ к бюджетному финансированию.
«Такая «поддержка» системы дополнительного образования детей - бег на месте и не может считаться исполнением президентского поручения. Отсутствие равного доступа к бюджетному финансированию автоматически означает рост родительской платы. Для многих семей это существенные затраты, и они не должны становиться неподъемными. Владимир Путин подчеркнул перед началом нового учебного года, что платные услуги могут расширяться только параллельно с ростом благосостояния граждан», - напомнила Духанина.
Согласно результатам всероссийского мониторинга, проведенного Фондом «Национальные ресурсы образования», 59,6% жителей имеют доступ к специализированным организациям по работе с детьми - детским клубам, культурно-досуговым центрам, кружкам, музыкальным и художественным кружкам. В то же время 13,5% опрошенных отметили, что таких организаций в их населенных пунктах нет. Преимущественно такой ответ давали жители малых городов и сельской местности, при этом больше всего они хотели бы, чтобы дети имели возможность посещать киноклуб, спортивные кружки (фитнес, аэробику, хореографию), различные развивающие занятия, мастер-классы и тренинги.
По мнению Любови Духаниной, обеспечение равных условий доступа к бюджетному финансированию поможет более гибко работать с потребностями населения. Для этого необходимо разработать единый порядок финансирования организаций дополнительного образования вне зависимости от форм собственности.
При этом по-прежнему требуется ускорить разработку нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования. Как считает Духанина, без этого бюджеты организаций дополнительного образования на 2017 год не могут отвечать требованиям нормативно-подушевого финансирования (НПФ). Требуется также разработать механизмы контроля за переходом от сметного финансирования к нормативно-подушевому.
Без обеспечения равного доступа к бюджетному финансированию домов творчества, спортивных школ, детских технопарков различных форм собственности невозможен и дальнейший сбалансированный переход к персонифицированному финансированию допобразования, отмечает Любовь Духанина. Эта форма финансирования предполагает целевую бюджетную оплату выбранных ребенком занятий по сертификату и проходит тестирование в ряде регионов. Введение такого механизма зафиксировано в качестве основной меры, направленной на развитие дополнительного образования, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая утверждена указом президента.
«Важнейшее условие формирования полноценной образовательной среды - предоставление детям и их родителям реальной возможности выбора образовательных программ. В этом заключается и доступность дополнительного образования. Поэтому еще раз обращаем внимание правительства на то, что всем без исключения организациям допобразования необходимо обеспечить равные права в поддержке со стороны государства», - заключила Духанина.