Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для школьников это способ научиться тому, чему невозможно научиться на обычном уроке, - приобрести способность ориентироваться в реальном мире, пробовать себя, искать себя. Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в процессе обучения на уроке. Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности. Именно она дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика для достижения совместно выбранной цели. Причем эффективная организация внеурочной работы по предмету немыслима без применения разнообразных современных форм и методов. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.
Необходимость разнообразия форм внеклассной работы диктуется разнообразием задач:
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- усиление практической направленности знаний, формирование у школьников устойчивых умений и навыков;
- всестороннее развитие личности ученика.
Для решения этих задач я разработала проект под названием «Дистанционная неделя русского языка и литературы». Он возник на базе дистанционной краевой недели русского языка и литературы, цели которой:
- стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе инновационных технологий, используемых для выполнения различных творческих заданий по русскому языку и литературе и подготовки обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня;
- создание комфортной среды для развития коммуникативных умений и навыков, личностной самореализации, мотивации к достижению успеха;
- формирование системы партнерства между школами края в целях популяризации среди обучающихся дистанционных конкурсов, игр, соревнований.
Проект состоял из 4 этапов. Одно из условий реализации - командное участие. Отправка и получение заданий и материалов осуществлялись через электронную почту и сайт научного общества учащихся и учителей Беляевской средней школы http://belnopiligrim.ucoz.ru.  
Первый день назывался «Разминка». Командам предстояло выполнить задания по русскому языку и литературе. Каждый вопрос оценивался определенным количеством баллов и требовал от учащихся развернутой формулировки правильного ответа.
Эти задания имели предметный характер. Проверялись знания по русскому языку и литературе. А последнее задание было творческим. Ученикам 5-7-х классов нужно было придумать небольшое стихотворение, чтобы в каждой строчке были сонорные звуки, а учащимся 8-10-х классов предстояло сочинить свое произведение по мотивам стихотворения Анны Ахматовой «Страшное, грубое, липкое, грязное», но стихотворения детей должны были создать позитивный настрой. Данное задание нацеливало на умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; проверяло способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Эффективный метод формирования и достижения метапредметных результатов - исследовательская деятельность. От вдумчивого чтения текста - к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой - вот вектор, который берется за основу исследовательской деятельности.

Во второй день командам было предложено провести мини-исследование по предложенным темам. Темы были сформулированы в обобщенном виде, поэтому команды могли сами выбрать более узкую тему для своего исследования. Цель заданий - приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы, работать с дополнительным материалом. Учащимся важно было понять, что в творческой деятельности не существует готовых ответов, их нужно искать самим, только тогда можно увидеть результат своей работы.
Ученикам 5-7-х классов были предложены следующие темы:
1. Стилистическая сниженная лексика в речи героев современных мультфильмов.
2. Интересная фразеология.
3. Что таят в себе фантики?
Ученикам 8-10-х классов:
1. Русская история в названиях и именах.
2. Средства выразительности в СМИ.
3. Синтаксис и пунктуация. Всегда вместе?
Команды к выполнению заданий подошли творчески. Большинство работ имели правильную структуру, фактическую корректность, грамотность изложения, оригинальное оформление.
Большое внимание было уделено также технологии проектной деятельности, поскольку она способствует достижению метапредметных результатов обучения.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап - презентация (защита) проекта - способствуют формированию коммуникативных умений, учат организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.), предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, оформлять свои мысли устно и письменно с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать аргументы фактами.

В третий день команды получили технические задания для создания своего гуманитарного проекта. День был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Техническое задание для учеников 5-7-х классов:
1. Обсудить в классе пословицу «За правое дело стой смело!».
2. Выяснить, о каких главных жизненных ценностях в ней говорится.
3. Создать свой текст в любом жанре (сказка, стихотворение, рассказ, ода, письмо и т. д.), отражающий смысл пословицы. Объем работы не должен превышать 125 слов.
Техническое задание для учеников 8-10-х классов:
1. Узнать о судьбе поэта Николая Майорова (краткие сведения, интересные факты).
2. Обсудить в классе строки «…И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят…» из стихотворения Николая Майорова «Нам не дано спокойно спать в могиле».
3. Создать свой текст в любом жанре (сказка, эссе, стихотворение, рассказ, ода, письмо и т. д.), в котором бы отражался смысл этих строк. Объем работы не должен превышать 250 слов.
Участники недели удивили своим творчеством. Поражало разнообразие жанров: рассказы, сказки, оды, стихотворения, басни, письма и др. А одна команда даже выпустила газету, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Этап рефлексии является весьма важным, поскольку обучающиеся не просто включаются в выполнение задания, они критически оценивают собственные действия, проводят ревизию прежних смыслов и активно ищут новые, формулируют собственное мнение и выводы, принимают решение на свой страх и риск. Поэтому четвертый день для команд был финальным: нужно было подвести итоги работы за неделю. Работая над заданиями филологической недели, команды преодолевали трудности, узнавали новое. Организаторы предложили участникам написать об этом итоговый рефлексивный текст в любом жанре.
Результаты рефлексии участники самостоятельно размещали на форуме сайта научного общества «Пилигрим» по адресу http://belnopiligrim.ucoz.ru, тема форума «Филологическая неделя. Как это было».
В процессе дистанционного диалога ученики достигают важнейших метапредметных результатов: овладевают компьютерной и технологической грамотностью, учатся работать с поисковыми системами сети Интернет, приобретают навыки работы с базами данных и информационными ресурсами, развивают способность устанавливать и поддерживать телекоммуникацию с удаленными людьми.
Таким образом, с помощью дистанционных форм внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.

Как мы участвовали в филологической неделе
Ученики 7-го «А» класса Менделеевской средней школы Карагайского района: «Предложили нам, деточкам умным-разумным, познать много нового, интересного, в неделе филологической поучаствовать. Собрали мы дружинушку хоробрую, запаслись книжками великими, присоединились к паутине мировой, и началась работа трудоемкая… Много тайн лингвистических открылось нам: решали задачи непосильные, проект создавали о фразеологии, историю устойчивых оборотов разведали, о Великой Победе поразмышляли; а главное - дружбу нашу испытали, всем миром друг другу помогали, все трудности преодолели! Спасибо огромное хотим сказать организаторам недели сей, задали вы нам пороху, мозги кипели наши детские… Но пользу великую получили мы как для каждого в отдельности, так и для всей честной компании».

Ученики 9-го класса Верх-Рождественской основной школы Частинского района: «Участие в конкурсах для нас дело обычное. Но в интеллектуальных конкурсах чаще всего мы участвуем не в команде, а каждый за себя. Поэтому, когда нам наша учительница русского языка сказала о дистанционной филологической неделе, мы немножко призадумались. Но все же согласились. Первый день прошел нормально, мы немножко поспорили, пообсуждали, поняли, что знаем не все, но задания выполнили. Второй день, наверное, был самым интересным: нам пришлось порыться в принципе в знакомом материале, но взглянуть на него немного с другой стороны. Мини-исследование заставило нас обратиться к разным источникам, в том числе к анализу названий родной местности. В общем, день этот запомнился. Третье задание было серьезным. Мы познакомились с Николаем Майоровым, вспомнили о войне и написали свое стихотворение. Стихи у нас получились очень быстро, как будто уже были в наших головах. И хотя на нашем пути встречались трудности (в частности, карантин), этот конкурс помог нашему классу стать еще сплоченнее. Спасибо за организацию конкурса!»

Ученики 6-9-х классов Бажуковской основной школы Кунгурского района: «Мы выбрали этот конкурс, чтобы проверить свои знания в русском языке. Конечно, задания были разного уровня сложности, но надеемся, что мы справились с ними. Интересно было работать над мини-проектами. Темы нам очень понравились, особенно о фантиках. Трудности были, но мы с достоинством их преодолели: поиск информации, работа со статьями в журналах и газетах, сборниках и словарях. Самое главное - это то, что мы работали в командах. Это настраивает нас на положительный результат, и мы все как одно целое, как огромный механизм начинаем что-либо творить на общее благо. Наши пожелания тем, кто не принимал участия в этой филологической неделе: во-первых, не расстраивайтесь; во-вторых, у вас еще будет шанс поучаствовать в следующем году в столь интересном мероприятии. Выражаем огромную благодарность организаторам недели по филологии».

​Людмила ПЕРЕВОЗЧИКОВА, учитель русского языка и литературы Беляевской средней школы Оханского района, Пермского края