Художественная техника: тиснение любого материала (пергамано - тиснение пергаментной бумаги, фактуризация фоамирана и т. д.).

Цель: создать условия для изучения технологических основ художественной обработки материалов методом тиснения.

Задачи:
1. Научить технике предварительной обработки материалов и подбору инструментов, приспособлений для осуществления художественной обработки методом тиснения.
2. Содействовать проектированию индивидуальных алгоритмов художественной обработки материалов методом тиснения на примере техники тиснения пергаментной бумаги.
3. Развить механическое умение осуществлять точечные и продольные линейные тиснения с необходимым равномерным давлением на поверхность материала.
4. Продемонстрировать возможности применения техники тиснения для художественной обработки инновационных материалов с помощью современных инструментов и приспособлений на примере фоамирана.
5. Способствовать развитию технологического мышления для проектирования алгоритмов применения метода тиснения в художественной обработке ткани, кожи, металла.

Образовательные технологии: поэтапное формирование умственных действий, проблемный диалог.

Организация пространства: постановка столов буквой «П», слева от мастера проецирующий экран, справа - диск Нипкова, с внутренней стороны столов должно быть пустое пространство для свободной индивидуальной демонстрации мастером этапа обработки каждому обучающемуся. На столе у каждого обучающегося есть стикер для написания его имени, технологическая карта, резиновый коврик, эскиз, пергаментная бумага, ручка для эмбоссинга.

Материалы и инструменты: цветная пергаментная бумага формата А5, ручки для эмбоссинга, резиновые коврики, эскизы, перфорирующие инструменты (булавки, дисковые перфораторы), кримперы, образцы готовых изображений, образцы различной бумаги и картона, стикеры, двухсторонний скотч, диск Нипкова.

Текст сценария
Я приветствую вас в нашей импровизационной лаборатории, где каждый сможет узнать секрет изображения невидимыми чернилами по прозрачному материалу. А чтобы вы могли убедиться, что в нашей лаборатории все реально и нет никакой иллюзии, попробуйте написать ручкой, которая лежит перед каждым из вас, свое имя на стикере, чтобы я могла к вам индивидуально обращаться.
Получилось? Или надпись не видна?! Да, надписи нет. Это не невидимые чернила, просто в ручке отсутствует какое-либо красящее вещество. Как только обычная шариковая ручка перестала писать, с этого момента мы можем именовать ее ручкой для эмбоссинга любого материала.
В данном случае это будет прозрачный материал. Возьмите экспериментальный образец нашего прозрачного материала, и давайте проведем с ним эксперименты. Попробуйте его смять. Он мнется? А теперь попробуйте его разорвать. Подвергается ли он разрыву? Предположите, намокнет ли этот материал под влиянием жидкости? Напишите свой ответ ручкой для эмбоссинга, контролируя свое давление на ручку, чтобы надпись стала видимой.
Итак, мы выяснили, что это плотный и прочный материал - не рвется, не ломается, многие из вас уверены, что материал не намокнет, но есть и сомневающиеся в этом предположении. У данного материала низкая способность впитывать красители из-за очень гладкой поверхности, но при этом на поверхности оказывается видна надпись, если написать ее ручкой для эмбоссинга.
Как вы думаете, что же это за материал? Правильно, это один из видов бумаги - современная пергаментная бумага. Она может быть любых цветов и обладает всеми качествами бумаги, но более плотная и к тому же прозрачная. В структуру данной бумаги входят целлюлоза и связующий материал, в данном случае клей или лак. Много ли целлюлозы в пергаментной бумаге? Вы правы, ее минимальное количество, а за счет прозрачности связующего материала пергаментная бумага получила дополнительные свойства. Оптические мы видим визуально - бумага прозрачная и глянцевая. Другое свойство - упругость - при сжатии вы проверили самостоятельно, попробовав написать на поверхности пергаментной бумаги. Более наглядно я продемонстрирую вам это свойство, осуществив прокатку пергаментной бумаги через обжимающие валы кримпера с различной фактурой. Вы можете убедиться, что пергаментную бумагу легко фактуризировать.

Итак, предположите, почему появляется надпись? Правильно! Частицы целлюлозы сближаются друг с другом, плотность частиц и связующего материала увеличивается. И если луч света попадает на поверхность данной линии, то он уже не преломляется, а частично отражается от поверхности линии, то есть в этой точке пергаментная бумага изменила свое оптическое свойство - прозрачность - на непрозрачность. Почему? Правильно, потому что мы увеличили ее плотность из-за нашего давления. Частицы стали плотнее, теснее друг к другу. Это метод тиснения.
Ручка для эмбоссинга называется так от английского слова embossing - «тиснение», «чеканка».
Цель нашего мастер-класса - научиться методу тиснения на примере художественной обработки пергаментной бумаги.

Перед каждым из вас лежат заготовка пергаментной бумаги и эскиз одного из сюжетов лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Разумеется, эти сюжеты стилизованы под графическое изображение методом тиснения. Поместите перед собой резиновый коврик, расположите на нем эскиз и поверх эскиза положите заготовку из пергаментной бумаги. Прежде чем начать первый этап тиснения, давайте посмотрим краткий видеоинструктаж по художественной обработке пергаментной бумаги методом тиснения. Историческое название данной техники - «Пергамано».
После просмотра видеоинструктажа мы все можем приступить к обводке по контуру всех изображений эскиза. Я буду наблюдать за вашей работой и при необходимости консультировать каждого из вас. Те, кто справится с первой операцией, могут самостоятельно планировать и контролировать свою работу с помощью технологической карты.
Не забывайте, что давление должно быть равномерным. Нажимать на ручку для эмбоссинга необходимо без напряжения кисти руки, работа инструментом при обводке осуществляется от локтевого сустава, без изгибания плечевого пояса, а на следующем этапе «штриховка» - от плечевого сустава руки. Благодаря этим правилам данная техника способствует развитию мелкой моторики рук и точности движения кисти, а также глазомера, так как линия не должна прерываться и должна иметь четко прорисованные начало и завершение.

Обратите внимание, насколько проста и при этом эффективна данная техника художественной обработки бумаги. Как вы думаете, зависит ли применение метода тиснения от материала и инструментов? Вы правы, так как метод - это способ действия, очевидно, что он зависит от ряда условий. Давайте это проверим.
Возьмем наши кримперы, чтобы можно было осуществить быстрое тиснение. И я каждому раздам разные виды бумаги: обычную писчую бумагу, бумагу для печати, цветную бумагу, мелованную бумагу, металлизированную бумагу и даже инновационный материал фоамиран, который производители называют «резиновой бумагой». И попробуем прокрутить валы. Что вы видите? Происходит тиснение или нет? Да, все виды бумаги подвергаются тиснению, и обычная бумага, и даже фоамиран, который обладает механической памятью - если бы мы его сейчас нагрели, он бы снова стал плоским. Почему так?
Конечно, при механическом точечном тиснении ручкой для эмбоссинга изображение будет видно только на металлизированной бумаге и фоамиране. Качество при ручном эмбоссинге и тиснении при помощи кримпера будет различным, но результат мы получим в любом случае. Мы можем применять принципы художественной обработки практически для всех материалов. И в этом вы можете убедиться на основе готовых художественных произведений из пергаментной бумаги, из обычной писчей бумаги и из фоамирана - из листа последнего даже удалось методом горячего тиснения получить портретную маску.
Наверное, сейчас у многих из вас появились сомнения, что данный принцип будет работать и на других материалах. Ну, например, ткань - мягкий, неупругий материал. Я беру ткань, предварительно крахмалю, повышая ее упругость, и обжимаю о валы кримпера. Получится или нет? Получается рифленая тисненая поверхность. Лист тонкого металла. Снова срабатывает принцип метода тиснения. Принцип - это правило, норма действия.

Пока я буду собирать и последовательно монтировать ваши пергамано, давайте проанализируем принцип метода тиснения. В помощь вам на ваших столах лежит информация о данном методе, в том числе материалы об истории появления метода, о материалах, инструментах и приспособлениях, о технических и художественных приемах, а также словарь терминов - тезаурус.

Итак, резюмируем.
- Чем осуществляется тиснение? Удобной ручкой для эмбоссинга, которую мы опрометчиво выбрасываем после того, как она перестает писать.
- Какой материал мы сегодня подвергли художественной обработке методом тиснения? Пергаментную бумагу.
- Пергаментная бумага и пергамент - это одинаковые материалы? Нет, потому что они отличаются по своему составу.
- На развитие каких моторных умений направлен метод тиснения? Точность, сила давления, четкость.
- Кому полезно использовать метод тиснения? Дошкольникам и ученикам начальных классов для развития мелкой моторики кисти руки, чтобы справляться с письмом. Молодежи - чтобы развивать техники работы с инновационными материалами. Пожилым людям - для организации интересного досуга и уменьшения тремора кистей рук.
Принцип метода тиснения соблюдается в процессе художественной обработки любого материала при равномерном давлении на поверхность. И в этом нет никакого волшебства. Просто прозрачный материал и ручка, которая уже не пишет…
Спасибо вам за работу! Свои пергамано вы можете забрать на память о нашем мастер-классе, чтобы вы могли и дальше использовать данный метод художественной обработки материалов.
Как принято в кинематографе, оставьте свои впечатления о нашем мастер-классе, воспользовавшись стикером в виде кисти руки с поднятым большим пальцем: если вам все понравилось, оставьте стикер в таком же состоянии, если у вас были сложности и вас что-то не устроило, переверните стикер большим пальцем вниз и напишите на нем свои рекомендации.

​Галина КУПРИЯНОВА, заведующая отделом конкурсных программ и проектов, преподаватель нижнетагильского педагогического колледжа №1 Свердловской области