Тип урока: изложение нового материала.

Метод: иллюстративно-словесный.

Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, элементы дидактического цикла.

Оборудование: раздаточный материал (отрывки из документов), интерактивная доска, презентация, видеоролик «Русский Гамлет» из цикла «Русские цари».

Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс».

Ход урока
1. Организационный этап
Ученики готовятся к уроку, формулируют цели своей деятельности на уроке, составляют план работы на уроке.
Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует детей, организует деятельность учащихся, знакомит с формой предстоящего урока.

Планируемый образовательный результат: постановка цели, которая должна будет достигнута учащимися на данном уроке.

2. Вызов
1) Составление кластера «Павел I».
2) Постановка проблемного вопроса «Павел - реформатор или Павел - деспот?».
Ученики размышляют над высказыванием «Портрет - зеркало души человека...»; рассматривают портрет юного императора, парадный портрет Павла I; характеризуют героя портрета; высказывают свои предположения и составляют кластер «Павел I». Просмотр видеоролика «Русские цари. Павел I».
Учитель актуализирует имеющиеся знания; организует беседу; вызывает у учащихся интерес к получению новой информации; формирует образ императора на основе субъективных представлений учащихся о нем; создает проблемную ситуацию.

Планируемые образовательные результаты
Уметь: характеризовать личность; формулировать ключевую проблему занятия; определять цели предстоящей деятельности; обобщать полученную информацию.

3. Осмысление
1) Прием «Могу/не могу объяснить мотив поступка императора».
2) Работа в парах «Совместный поиск». Учащиеся получают задание: составить кластер «Внутренняя политика Павла I» (стр. 206-208 учебника).
3) Шкатулка наследия Павла I.
Работа в группах. Составление опорного конспекта.
Ученики рассуждают о мотивах деятельности императора; высказывают различные точки зрения, отвечают на вопросы, приводят различные доводы; анализируют материалы учебника по парам, отрывки из исторических документов; соотносят полученную информацию с собственными знаниями, составляют кластер, обсуждение и дополнение кластера после выступлений; читают карточку из шкатулки и проводят аналогии с современностью; оценивают деятельность императора с позиции потомков.
В ходе применения данного приема ученики выделяют основные изменения во внешней политике Павла I, заносят в опорный конспект, делают выводы.
Учитель объясняет новый материал, используя интерактивную доску. Поддерживает активное восприятие новой информации; организует беседу, совместный поиск конструктивных решений в парах на основе материала учебника и исторических документов; подводит учащихся к выводу о мотивах деятельности Павла I; организует игровой момент; создает познавательную ситуацию; предлагает учащимся составить опорный конспект.

Планируемые образовательные результаты
Знать: период правления Павла I, деятельность Павла I.
Уметь: соотносить изученный материал и полученную новую информацию; представлять собственную позицию; дискутировать, сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями; выстраивать цепочку доказательств; концентрироваться на сути проблемы; анализировать информацию и делать выводы; устанавливать логические связи между явлениями; проводить аналогии с современностью; оценивать результаты деятельности императора, делать обоснованные выводы.

4. Рефлексия. Лист оценивания
Ученики выражают свое мнение о достижении цели урока; оценивают свою деятельность в листах оценивания; обобщают полученную информацию.
Учитель подводит итоги урока и рефлексии деятельности учащихся; оценивает учеников.

Планируемые образовательные результаты
Уметь: осуществлять самоконтроль, оценивать свою деятельность на уроке; излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично резюмировать информацию.

​Люция ЯКУПОВА, учитель истории и обществознания средней школы №1 города Похвистнево Самарской области